Истоки современной политической мысли. Том 2. Эпоха Реформации - стр. 77
Пропагандистская ценность этих произведений не осталась незамеченной Кромвелем, который позаботился о том, чтобы защитить Бейла, и даже способствовал постановке его пьес на сцене (Harris 1940, pp. 26–28, 100–102). Но главной его заботой на позднем этапе кампании была, конечно, публикация все новых и новых политических трактатов, доказывавших легитимность отрицания папской супрематии. Это навело Кромвеля на мысль использовать в пропагандистских целях историю. Сама идея уже привлекала внимание английских реформаторов, особенно Уильяма Тиндейла (Pineas 1962a). Но первая попытка переписать английские хроники таким образом, чтобы легитимировать разрыв с Римом, была, по-видимому, предпринята Робертом Барнсом в «Мольбе» в версии 1534 г. Считается, что этот труд был написан по заказу Кромвеля и посвящен королю (Pineas 1964, p. 55). В нем рассказана история усиления папской власти: Барнс стремится показать, что во всех государствах Церковь и духовное сословие всегда становились подрывной политической силой (Barnes 1534, sig. C2b – Sig. D1a). Эти темы были тут же подхвачены рядом анонимных помощников правительства[52], а позднее, в более теоретическом ключе, неутомимым Джоном Бейлом. Первым вкладом Бейла в этот жанр стал трактат «Образ двух Церквей», впервые опубликованный в 1541 г. и толковавший стих за стихом Книгу Откровения. Папа изображен антихристом, а мистические числа толкуются как указания на различные даты, когда папство прямо посягало на права светских властей (Bale 1849b, pp. 311–343). За «Образом двух церквей» последовал весьма едкий трактат «Деяния английских поклонников», который Бейл опубликовал в 1546 г. Одной из целей этого произведения, как и некоторых ранних пьес, является разоблачение культа святых. Соответственно, много места отводится рассказам о постыдных любовных подвигах тех, кто был впоследствии канонизирован католической церковью (Bale 1546, fos 17b–24b; 32b–39b, etc.). Но главная цель Бейла – найти историческое оправдание для схизмы Генриха. Он пытается доказать, что истинно апостольская версия христианства существовала в Англии с незапамятных времен, а славная миссия Августина [Кентерберийского] состояла не в том, чтобы основать Английскую церковь, а в том, чтобы запустить процесс ее разложения установлением грязных римских порядков (Pineas 1962b, pp. 223, 226). Если это так, то полномочия папства являются ничем иным, как позднейшей узурпацией, а разрыв с Римом должен рассматриваться как шаг к восстановлению первоначальной чистоты Английской церкви (fos 25b–31b).