Истоки современной политической мысли. Том 2. Эпоха Реформации - стр. 76
Кромвель отреагировал на новую ситуцию двояко. Прежде всего, он выразил готовность занять еще более твердую лютеранскую позицию, сделав орудием политической пропаганды Библию. Как мы видели, еще Тиндейл показал, что авторитет Нового Завета можно использовать для защиты концепции истинной Церкви, проповедующей и обращающей, а ее лидеры ничуть не меньше, чем обычные граждане, несут абсолютную обязанность не противиться светским властям. Кромвелю была близка эта позиция, и он поддержал первое издание Библии на английском языке. Некоторые его биографы даже считают, что его служение делу Реформации диктовалось не тактическими или политическими, а подлинно религиозными мотивами (Dickens 1959b, pp. 122–123). Когда в 1536 г. был опубликован первый перевод Нового Завета, сделанный Ковердейлом и основанный на версии Тиндейла, в котором ecclesia везде передавалось как «собрание», а presbyteros как «старейшина», Кромвель воспользовался возможностью и включил в свои «Церковные приказы» предписание, чтобы в каждой приходской церкви было по экземпляру Старого и Нового Заветов не только на латыни, но и на английском языке (Mozley 1953, pp. 71, 86, 105). Когда Джон Роджерс издал в 1537 г. так называемую «Библию Матфея» с глоссами на полях, взятыми по большей части из переводов Лютера, Кромвель добился от короля разрешения на ее свободную продажу (Bruce 1970, pp. 64–65). Наконец, в 1538 г. Кромвель заказал Ковердейлу перевод всей Библии, частично оплатив его из своего кармана, и уговорил Кранмера написать ко второму изданию 1540 г. предисловие, которое носило совершенно лютеранский характер[51].
Впрочем, главные усилия Кромвеля были направлены на организацию более широкой пропагандистской кампании в защиту разрыва с Римом. Одним из ее инструментов стала светская драма. Основной вклад в эту часть кампании внес Джон Бейл, сочинивший в 1530-х гг. более двадцати пьес, многие из которых носили вызывающе антипапский характер. Первой была «Комедия о трех законах», завершенная, по-видимому, в 1532 г. и впервые опубликованная в 1538 г. (Harris 1940, p. 71). Это произведение, называемое первой английской пьесой в жанре протестантского моралите, содержала оскорбительные нападки на папство и монашеский образ жизни (p. 85). Содомия появляется на сцене в одеянии монаха, а папство изображается как Алчность, требующая поклонения себе вопреки законам Божьим (Bale 1907a, pp. 23, 42–43). В следующей пьесе Бейла «Трагедия Иоанна, короля Англии», вчерне написанной в 1538 г., король изображается добрым правителем, которого вероломно предает его собственный архиепископ, выступающий в образе Измены, а в образе Узурпированной Власти предстает папа, преследующий короля своими интригами (Bale 1907b, pp. 218–220; ср. Fairfeld 1976, p. 55).