Истоки современной политической мысли. Том 2. Эпоха Реформации - стр. 78
Главным элементом широкой пропагандистской кампании Кромвеля служила вторая и более важная группа политических трактатов, которые он, по-видимому, заказывал лично. Писала их по преимуществу группа радикальных гуманистов, в которую входили Ричард Морисон, Уильям Маршалл и Ричард Тавернер, а также более значительная фигура – Томас Старки. Старки мы уже обсуждали как автора «Диалога» между Поулом и Лапсетом – одного из важнейших произведений гуманистической политической мысли, созданных в Англии XVI в. Эти авторы идеально подходили правительству и, возможно, верили в то, о чем писали, больше, чем их ученые предшественники. Все они были по своей подготовке гуманистами, враждебно относились к Церкви и сочувствовали лютеранству, хотя никто (кроме Морисона) в то время еще не был лютеранином (Bonini 1973, p. 218). Роль правительственных пропагандистов была им по душе. Некоторые уже служили государству при Уолси, и все они, отмечает Зеевельд, «надеялись сделать политическую карьеру при помощи научных трудов» (Zeeveld 1948, p. 244). Поэтому они выражали горячее желание помогать Кромвелю в его кампании. Некоторые заявляли, что их наняло правительство, но на самом деле все они сами обращались к Кромвелю с предложением своих услуг (McConica 1965; ср. Elton 1973, pp. 47, 56).
По-видимому, первым к нему обратился Маршалл, который предложил себя в 1533 г. в качестве переводчика книг, «дискредитирующих папу Римского» (McConica 1965, p. 136). В результате ему был заказан первый английский перевод «Защитника мира» Марсилия, а на покрытие расходов он вне всяких сомнений получил от Кромвеля аванс в 12 фунтов (Baumer 1940, p. 44 и прим.). Перевод появился в 1535 г.: неудобные фразы о народе как источнике политической власти были предусмотрительно опущены, а в «Предисловии» переводчика говорилось, что книга не только дает возможность «полностью опровергнуть» аргументы «папистского толка», но и доказывает, что папы всегда были «высокомерными и напыщенными узурпаторами», а также «убийцами, предателями и бунтовщиками», нарушившими свою клятву (Marchall 1535, fos 1a–1b; ср. Stout 1974, p. 309).
Конец ознакомительного фрагмента.