Истоки современной политической мысли. Том 2. Эпоха Реформации - стр. 73
Главной целью, заявляет Гардинер, является обоснование права короля на «развод при незаконном браке» и на провозглашение себя «высшим главой Церкви Англии на земле» (Gardiner 1930, pp. 87, 91). Но необходимость приводить аргументы в пользу таких заключений диктовала взгляд на мирскую и духовную власть, который носил отчетливо лютеранский характер. (В нескольких местах Гардинер даже ссылается на «Послушание христианина» Тиндейла[49].) Все эти авторы начинают с заявления о том, что единственным верным источником для понимания политической власти является Писание. Гардинер сразу указывает, что в Ветхом Завете Бог говорит: «мною цари царствуют», а в Новом Завете св. Павел добавляет: «посему противящийся власти противится Божьему установлению» (p. 89). Фокс обсуждает эту тему в еще более категорическом духе, но не во введении, а в заключении. Вначале он приводит множество мест из ветхозаветной истории, которые, по его словам, доказывают, что «Бог собственными устами назначал царей править Своим народом» (Foxe 1548, fo 56). Затем переходит к Посланию к Римлянам св. Павла, излюбленному тексту всех лютеранских реформаторов, и просит читателя «не спешить и поразмыслить над этим местом» (fo 68). Тогда, пишет Фокс, становится понятно, что св. Павел высказывает три ключевые мысли: он «предлагает всем людям повиноваться»; «не делает исключений ни для кого»; и обещает проклятие любому, кто воспротивится правителю в чем бы то ни было (fos 68–69). Все эти авторы утверждают, что, как только этот взгляд на мирскую власть будет полностью усвоен, решение короля провозгласить себя главой Церкви станет очевидным. Король просто исправляет то, что Гардинер называет «ложной властью, на которую притязает епископ Рима», и гарантирует тем самым, что «власть, принадлежащая государю по закону Божьему», будет «яснее выражена более подходящим термином» (Gardiner 1930, p. 93). В результате все авторы наделяют короля главенством в Церкви. В то время как теоретики общего права (такие, как Сен-Жермен) доказывали, что верховенством обладает король-в-парламенте, канонисты, по-видимому, признавали только единоличное главенство и никогда не обсуждали роль парламента в церковных делах (Baumer 1940, p. 58).
Тем не менее они понимают, что такая трактовка мирской власти вызывает серьезные возражения. Как пишет Гардинер, всякий согласится, «что повиновение должно быть», но «как далеко простираются его границы?» (Gardiner 1930, p. 99). Это ставит вопрос об отношениях между светскими властями и Церковью, который вновь рассматривается в типично лютеранском духе. Все три автора утверждают, что Церковь есть не что иное, как «множество верующих людей» (Foxe 1548, fo 10). Фокс много раз повторяет это определение в первом разделе книги, излагая главные доводы против юрисдикций папы. Не менее решительно то же суждение высказывает Гардинер, который пишет, что Церковь – «не что иное, как собрание мужчин и женщин из духовенства и мирян, объединенных верой Христовой» (Gardiner 1930, p. 95). Этот взгляд позволяет еще раз вернуться к вопросу о королевской супрематии и заявить об абсурдности отрицания того, что король является главой Церкви. Гардинер особенно тщательно подбирает доводы в пользу такого заключения. Никто не отрицает, говорит он, что король – «глава королевства». И все согласны, что под «королевством» понимаются «все подданные во владениях короля». Но, пишет Гардинер, как он уже показал, под Церковью Англии имеются в виду «сегодня те же люди, которые имеются в виду под королевством и главой которых считают короля» (p. 93). Из этого, пишет он, следует «абсурдность и глупость» заявлений, что король может быть «главой королевства, но не Церкви». Но это одно и то же, несмотря на различие в «словесном обозначении» (pp. 93, 97).