Размер шрифта
-
+

Истоки современной политической мысли. Том 2. Эпоха Реформации - стр. 72


Организация этой кампании была преимущественно заслугой Томаса Кромвеля. В период его пребывания на посту первого министра в защиту схизмы Генриха вышло почти пятьдесят книг, напечатанных по большей части королевским типографом Бертелетом (Baumer 1940, pp. 211–224)[48]. Было бы, конечно, преувеличением полагать, что все они были написаны по инициативе правительства (Elton 1972, p. 171–172). Но нет никаких сомнений, что спланированная и организованная пропагандистская кампания финансировалась Кромвелем и его агентами. Иногда даже высказывается мнение, что тщательный анализ отношений между Кромвелем и нанятыми им пропагандистами привел бы к выводу, что он не только издавал книги, но часто сам подсказывал аргументы (Elton 1973, pp. 38, 52).

В кампании Кромвеля можно выделить два аспекта, или, точнее, две следующие друг за другом фазы. Сначала он привлек ведущих канонистов для написания трудов в защиту новых порядков, в частности, законности королевской супрематии в Церкви. Это само по себе составляло переворот, ибо именно каноническое право – с его акцентом на независимые юрисдикционные полномочия папства – служило самой надежной теоретической опорой для оппонентов правительства. В результате искренность авторов, которых привлекал Кромвель, часто ставилась под сомнение (см., напр., Hughes 1950–1954, I, 342). Впрочем, недавно Дикенс заявил, что они действительно занимали «совершенно роялистскую позицию» и «верили» в то, о чем писали (Dickens 1964, p. 243). Но вполне вероятно, что в некоторых случаях это позволяло сделать стремительную церковную карьеру. Речь идет прежде всего об Эдварде Фоксе (ок. 1496–1538) и Ричарде Сампсоне (ум. 1554), которые получили епископские посты, как только написали труды в защиту схизмы. Фокс, служивший подателем королевской милостыни, был назначен епископом Херефорда в 1535 г.; Сампсону, настоятелю Королевской часовни, была в следующем году пожалована епархия Чичестера (Elton 1972, p. 182). На некоторых, возможно, оказывалось давление. Это относится, в частности, к Стефану Гардинеру (1483–1555), которого правительство ставило особенно высоко из-за его репутации видного канониста. Король говорил, что подозревает его в «подлом двурушничестве», и ходили слухи, что труд Гардинера в защиту новых порядков был написан под угрозой тюремного заключения и даже смерти (Muller 1926, p. 65; Smith 1953, p. 184).

Если считать критерием искренности последовательность, то трудно избежать вывода, что у правительства были основания сомневаться в честности по крайней мере некоторых из этих церковников. Сампсон позднее выступил на стороне Гардинера и против Кромвеля, поддерживал католическую реакцию и дожил до времени, когда принес присягу Марии в 1553 г. (Smith 1953, pp. 142, 216). Гардинер стал одной из центральных фигур в период реакции середины 1550-х гг. Назначенный лордом-канцлером в 1553 г., он немедленно восстановил действие статута против еретиков 1401 г. и в следующем году развернул печально известные гонения на английских протестантов (Muller 1926, pp. 218, 266). При этом в 1530-е гг. все они – и Сампсон, и Фокс, и Гардинер – публиковали трактаты в защиту королевского развода и монаршей супрематии. Первым и самым осторожным по тону был труд Сампсона «Орация» (1534), в котором автор ставил своей целью (как гласит подзаголовок) «научить всех повиновению воле короля». За ним позднее в том же году последовал «краткий трактат» Фокса «Истинное различие между королевской и церковной властью». Этот труд, возможно, был написан раньше, чем книга Сампсона, хотя содержит более острую критику папы. Наконец, самым важным и радикальным из всех этих трудов стал трактат Гардинера «Орация об истинном повиновении», впервые опубликованный в 1535 г.

Страница 72