Еврейский мистицизм: базовые знания - стр. 5
Согласно словам рабби Амми [3]:
«тайная доктрина может быть доверена только тому, кто обладает пятью качествами, перечисленными в Исаии 3:3 (имеет опыт работы в любой из пяти различных профессий, требующих здравого смысла), и, конечно, необходим определенный возраст».
Когда Рабби Йоханан пожелал посвятить Рабби Элиэзера в Маасе Меркабу, ответ последнего был следующим: «Я еще недостаточно взрослый» [3]
Понявший значение (Иезекииль 1:4) мальчик был сожжен огнем (Хагига 13b), и зачастую имеет место описание опасностей, связанных с несанкционированным обсуждением этих тем (Хагига ii. 1; Шаб.80b).
2.4 Еврейское развитие. Маасе Меркаба
Еврейское развитие
Талмуд. Источник: https://clck.ru/YsADk
Следы позднесредневековой Каббалы – на Меноре Кнессета. В Талмуде также имеется упоминание позы человека, у которого голова расположена между коленями, что похоже на позы наиболее ранних «потомков меркабы».
Была раввинская община, и еще были еврейские апокалиптисты, занимавшиеся провидческими толкованиями, имеющими отношение к божественному царству и божественным созданиям, удивительным образом напоминающим раввинский материал.
В Кумране обнаружены соответствующие тексты (в небольшом количестве), это говорит о том, что толкованием меркабы также занималось сообщество Мертвого моря.
Не так давно имело место обнаружение еврейских мистических текстов (при изучении которых был сделан вывод об их явном родстве с раввинскими проповедями меркабы), состоящих из описаний (с подробностями). Описывались многослойные небеса (обычно число небес равнялось семи), зачастую охраняемые ангелами и окруженные молниями и пламенем [3]:
«Самое высокое небо содержит семь дворцов (хейхалот), а в самом внутреннем дворце находится высший божественный образ (Божья Слава или ангельский образ), восседающий на троне и окруженный устрашающими воинствами, которые поют хвалу Богу».
Было обеспечено объединение этих образов с мистическим эмпирическим мотивом индивидуального восхождения (который в большинстве текстов парадоксально называется «спуском», например, дается описание «спуска с колесницы», что, возможно, описывает внутреннее созерцание) и объединения. Когда именно это происходило – доподлинно неизвестно. Современными историками еврейского мистицизма это развитие обычно датируется 3-м в. н. э. Историки активно спорят о том, являлись ли темы восхождения и объединения итогом естественного развития религиозной динамики в раввинском иудаизме или же результатом какого-то иностранного влияния, чаще всего, влияния гностического.