Размер шрифта
-
+

Еврейский мистицизм: базовые знания - стр. 2

2.2 Видение колесницы Иезекииля. Периоды раннего еврейского мистицизма меркабы

Видение колесницы Иезекииля


Колесо Иезекииля в церкви Святого Иоанна Крестителя в Кратово, Македония. Дата -1836 год


Видение колесницы Иезекииля согласно стихотворениям Иезекииля и ряду сопутствующих комментариев, состоит из видения колесницы, которую представляет множество небесных существ, управляемых «подобием человека». Базовыми существами являются «живые существа» (на иврите: хайот). Их тела «подобны человеческим», но у каждого из существ имеется по 4 лица, соответствующие 4-м направлениям, в которых может двигаться колесница (направления – западное, восточное, северное и южное). Это лицо человеческое, а также лица быка (позднее в Иезекииле 10:14 оно было изменено на лицо херувима), а также орла и льва.

Ввиду существования четырех ангелов и наличия у каждого из них четырех лиц, общее число лиц равно 16-ти.

Каждый из ангелов хайота имеет по 4 крыла. Из этих крыльев 2 простираются по всей длине колесницы и соединяются с крыльями ангела с другой стороны. В результате получается образующее периметр колесницы своего рода «окружение» из крыльев. Каждый из ангелов оставшимися 2-мя крыльями прикрывает свое тело.

Другие ангелы (в форме колес) располагаются ниже. Но не имеет место их прикрепление к ногам ангелов хайота. У этих ангелов, описываемых как «колеса внутри колес», имя «офаним» (буквально – пути, циклы или колеса). Их нахождение – непосредственно под колесницей, а по ее периметру и возле нее – ангел с человеческим лицом, находящийся на восточной стороне и смотрящий вверх на управляющее колесницей «подобие человека». «Подобие человека» восседает на выполненном из сапфира троне.

Позднее в Библии упоминается 3-й тип обнаруженных в Меркабе ангелов под названием «серафимы» (буквально ангелы «горящие»). Они похожи на непрерывно восходящие и нисходящие огненные вспышки. Этими «горящими» ангелами обеспечивается управление движением колесницы.

«Серафимы» – это ангелы высшие, более всего приближенные к Богу. После них в иерархии – хайоты, а за хайотами следуют офанимы.

В отношении движения колесницы и ангелов известно следующее [3]:

«Колесница находится в постоянном состоянии движения, и энергия, стоящая за этим движением, движется в соответствии с этой иерархией. Движение офанимов контролируется „Живыми существами“, или Хайот, в то время как движение хайота контролируется серафимами. Движение всех ангелов колесницы управляется „Подобием Человека“ на Троне».

Периоды раннего еврейского мистицизма меркабы

Страница 2