Еврейский мистицизм: базовые знания - стр. 4
Гробница рабби Акивы
«Рабби Акива родился в 17 году н. э. в бедной семье. Он не умел читать – до тех пор, пока не пообещал своей будущей жене выучить Тору. Учиться грамоте Акива начал вместе со своим сыном, и уже скоро проявил незаурядные способности. Желая углубленно изучать Тору, Акива оставил семью и отправился в иешиву в Явне. Двадцать четыре года он посвятил учению, стал раввином и достиг высшей степени учености. Он выучил 70 языков и сделал первую попытку систематизации Устной Торы. У рабби Акивы появилось множество учеников, и в их сопровождении он вернулся домой. Вскоре рабби Акива возглавил иешиву в Бней-Браке. В 117 году н. э. к власти пришел император Адриан. Он запретил евреям изучать Тору и соблюдать ее заповеди под страхом смертной казни. Вопреки запретам, рабби Акива продолжил обучать евреев Торе и посещал общины за пределами Иудеи. Также он принимал активное участие в восстании против императора. Рабби Акиве было более ста лет, когда римляне казнили его, содрав крюками кожу. Рабби Акива похоронен в Тверии, его гробница находится на берегу озера Кинерет». Источник: https://tourweek.ru/countries/israel/tiberias
Обычно главные герои более поздней литературы по мистицизму меркабы (о восхождении на меркабу) – это Рабби Акива и рабби Измаил бен Элиша (который являлся современником Рабби Акивы).
Запрет на учебу
В Талмуде ссылки на мистицизм меркабы отличаются краткостью и скудостью объяснений. Напротив, широко распространенными и многочисленными являются касающиеся спекуляции меркабой Талмудические запреты.
Касающиеся меркабы дискуссии могли вести лишь самые достойные мудрецы, и сохранялись предостерегающего характера легенды, в которых повествовалось об опасности касающихся меркабы чрезмерных по числу и уровню дерзости спекуляций.
К примеру, публичное обсуждение тайных доктрин явно не приветствовалось [3]:
«Не ищи того, что слишком трудно для тебя, и не ищи того, что выше твоих сил. Но что повелено тебе, подумай об этом с благоговением; ибо тебе нет нужды видеть своими глазами то, что сокрыто»
Лишь особо образцовым ученым было позволено заниматься их изучением [3]:
«Маасе Берешит не следует объяснять до двух, а Маасе Меркаба – до одного, если только он не мудр и не понимает это сам».
В дальнейшем комментарии отмечено, что [3]:
«заголовки глав Маасе Меркабы можно учить, как это сделал Раббиийя. По Твоим словам. Хагига ii. 1, учитель читал заголовки глав, после чего, при условии одобрения учителя, ученик читал до конца главы, хотя рабби Зера сказал, что даже заголовки глав могут быть сообщены только управляющему школой и осторожному по темпераменту человеку».