Еврейский мистицизм: базовые знания - стр. 6
Маасе Меркаба
Гершом Шолем (The Leo Baeck Institute). « Решив изучать каббалу, Шолем провел титанический анализ бесчисленных текстов, которые еврейские историки давно рассматривали как вздор и бессмыслицу, – огромных, на первый взгляд безумных, сочинений разных религиозных деятелей, балансирующих на грани ереси и стремящихся разгадать глубочайшие, иррациональные тайны вселенной. Проделав этот труд, Шолем в одиночку превратил загадочное теологическое знание в формальную дисциплину и бросил вызов самой академической науке, привнеся в нее чуждую ей бурную духовность. Писательница Синтия Озик, автор романов и эссе, однажды написала, что в то время как Зигмунд Фрейд «осмелился лишь ненамного отойти от границ психологии, Шолем, чьим средством познания была история, достиг самых основ человеческого воображения». Литературный критик Гарольд Блюм пошел еще дальше, заявив, что для многих современных еврейских интеллектуалов «каббала Гершома Шолема более нормативна, чем сам нормативный иудаизм. Для них Шолем – это гораздо больше, чем историк, даже гораздо больше, чем теолог. Для них он не меньше чем пророк» [5]. Источник фото: https://lechaim.ru/events/kabbala-gershoma-sholema/
Маасе Меркаба (Труды колесницы) рассматривается в качестве современного названия, данного тексту Хейхалота, обнаруженному выдающимся ученым Гершомом Шолемом.
Труды Колесницы относятся к позднему эллинистическому периоду, который начался после завершения периода Второго Храма после разрушения Второго Храма в семидесятом году н. э., когда имело место прекращение функционирования физического культа.
Об идее совершения путешествия в небесный хекхал говорится, что она [3]:
«по-видимому, является своего рода одухотворением паломничеств в земной хекхал, которые теперь были уже невозможны. Это форма еврейского мистицизма до Каббалы, которая учит как о возможности совершить возвышенное путешествие к Богу, так и о способности человека низводить божественные силы на землю; похоже, это было эзотерическое движение, выросшее из священнического мистицизма, уже очевидного в Свитках Мертвого моря и некоторых апокалиптических писаниях».
На отрывках из Иезекииля сосредоточился ряд течений еврейского мистицизма, а позднее имело место и фокусирование внимания на них изучающих Каббалу людей – в целях поиска скрытого смысла и секретов Творения в том, что, согласно их мнению, являлось метафорическим языком стихотворных произведений.
Обеспокоенность некоторых из знатоков Торы тем, что неверное понимание данных отрывков как буквального описания образа Бога способно привести к случаям идолопоклонства и богохульства, многие возражали против изучения указанной темы без надлежащего посвящения.