Здесь. Философия данности - стр. 23
За удивлением наступает отчаяние. Изможденный поисками и разочарованный результатами, человек убеждается в никчемности оснований. Ну, что толку искать согласованность и необходимость? К чему это человеку?
Отчаяние есть сознание того, что в мире все одинаково возможно и невозможно. Возможно, потому что есть и невозможно, потому что есть без всяких оснований. Стоит только человеку осознать это, и разум, гнетущий человека, отступает. Твердо стоявший на земле, человек теперь ощущает, как почва уходит у него из-под ног. Он уже не может опираться на привычные знания, до того крепкие связи распадаются. Здесь-то и наступает головокружение или Тошнота. Человека мутит от страха неизвестности, кружится голова от непредсказуемости и возможности даже самого нелепого. И если он найдет в себе силы не повернуть назад, то перед ним откроется очевидность.
3
Данность. В романе «Тошнота» Сартр устами Антуана Рокантена говорит, имея в виду данность, что существовать – это быть здесь, только и всего. Вообще, написанное Сартром о данности, одно из лучших в философии. Поэтому достаточно привести несколько цитат, чтобы пояснить, что понимается под данностью.
Бытие (так у Сартра названа данность) «изолированно в своем бытии и… не поддерживает никаких отношений с тем, что не оно. Переходы, события, все то, что позволяет сказать, что бытие еще не есть то, чем оно будет, и что оно уже есть то, что оно не есть – во всем этом ему в принципе отказано». Бытие «ускользает от времени – оно было, а теперь налицо другие сущие – вот и все». Бытие «нельзя ни образовать из возможного, ни свести к необходимому». «Бытие в себе никогда не бывает ни возможным, ни невозможным, оно есть». Бытие в себе «излишне, то есть сознание абсолютно не в состоянии вывести его из чего-либо – ни из другого бытия, ни из возможного или из необходимого закона».
Слова эти взяты из работы Сартра «Бытие и ничто». В ней же дано наиболее полное описание данности: «Несотворенное, бессмысленное, никак не связанное с иным бытием, бытие в себе излишне на веки вечные». В данности вещи не сотворены, так как нет каждого, посредством которого есть другое. Несотворенные вещи бессмысленны, ведь они не служат делу создания новых вещей. Несотворенные и бессмысленные вещи никак не связаны друг с другом и поэтому в отношении друг к другу предстают как лишние.
Раздел II
4
Дерево познания. Человек соблазнился словами змея и вкусил с запретного дерева, привнеся в данность познание – поиск оснований, согласованности и необходимости. Так трактует грехопадение Шестов, открывая нам, как человек оказался в рабстве у разума.