Размер шрифта
-
+

Здесь. Философия данности - стр. 24

У первого человека, когда он попал в данность, был страх «перед ничем не ограниченной волей Творца». Страх, порожденный тем, что «реальное пришло к нам неизвестно откуда, оно все окружено вечной [тайной], рождающей бесконечные и совершенно непредусмотренные изменения», которые таят «в себе безмерные опасности». Человек спасовал перед страхом, ему захотелось «устроиться на земле», чтобы «его судьба или даже судьба всего мира [не оказались] игралищем случая».

И дьявол, явившись к Адаму, предложил ему вкусить плодов с дерева познания добра и зла, чтобы «успокоить…. залить, погасить живущие в нем сомнения и тревоги…». Вкусив запретных плодов, человек обрел ведение, перед которым очевидность предстала как мир возможного и невозможного, но взамен человек был обречен на поиск оснований, то есть согласованности и необходимости, ставших «опорой человеческого мышления». Ведающий человек стал добиваться, чтобы «действительное [становилось] необходимым». Человек, ведающий и обреченный на поиск, стал рабом, который во всем ищет основания и без оснований не может «не то что мыслить, но даже существовать». И от Адама пошли люди – эти «покорные существа, умеющие искать, видеть и ценить в жизни только «порядок» и установленные «порядком» законы и нормы».

Ради такого порядка и приходящей от него уверенности человек и идет в рабство к разуму. Шестов пишет, что «если бы жизнь была еще более текучей и таила в себе возможность еще больших неожиданностей, но если бы перемены и неожиданности не угрожали людям всяческими бедами, никому бы в голову не пришло огорчаться текучестью бытия и искать под изменчивым постоянного». Поэтому для человека, явившегося в данность и испугавшегося данности, нет ничего более важного чем принять мир посредством разума, который дает основания, лишая мир тайны и тем самым давая человеку уверенность в его безопасности и комфорте.


5


Порядок и связь вещей. Разум пришел в мир как властелин, и право на господство он получил, подыскав для всего основания. Поэтому Шестов пишет, что «материя и порядок» это главное, «все же прочее – лишь надстройка». Иными словами, власть разума держится основаниями, несмотря на то, что за века владычества разум придумал огромное количество законов и принципов, которые описывают мир возможного и невозможного.

Основания – это то, о чем Шестов говорит как о порядке и связи вещей, или как о необходимых связях вещей, а мы говорим о согласованности и необходимости. Из данности, представленной как держащейся на основаниях, вырастает мир возможного и невозможного, который «похож как две капли воды на то, что действительно существует». Но это кажущееся сходство, ведь мир возможного и невозможного «состоит всегда из двух элементов: данного человеку и созданного человеком». И созданное человеком есть основания, которые есть выражение «необходимости всего, что составляет содержание бытия», подбираемое согласованностью, которая «ищет и находит связи между явлениями».

Страница 24