Размер шрифта
-
+

Здесь. Философия данности - стр. 22

Сейчас, как и тысячи лет назад, люди, даже ученые и мудрецы, полагают, что для всего в мире можно отыскать основания. Поэтому-то главный закон, которым держится разум, это закон достаточного основания.

Шопенгауэр, истинный жрец закона достаточного основания, пишет о том, что закон этот – «главное основоположение всего познания», «он сам есть в себе и для себя, возвышаясь над богами и судьбой». Удостаивается закон достаточного основания таких слов за то, что устанавливает согласованность и необходимость всего, что происходит в мире, то есть – основания. Если мы хотим лучше понять, что такое основания, нужно обратиться к формуле, приведенной выше – «каждое есть посредством другого». В этой формуле мы встречаем и согласованность, и необходимость. Разум отыскивает в данности каждое, посредством которого есть другое, и такое отношение каждого к другому устанавливает как необходимое. Когда находится то каждое, посредством которого есть другое, тогда говорят об основаниях. Данность разумом отстраняется и ее место занимает мир, полный оснований, мир возможного и невозможного.

Для чего человеку понадобилось заменять данность миром возможного и невозможного? Выдающийся психоаналитик Фромм писал, что «самосознание, разум и воображение… требуют создания такой картины мира и места человека в нем, которая имеет четкую структуру и обладает внутренней взаимосвязью. Человеку нужна система координат, некая карта его природного и социального мира, без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно». Человек испугался данности, того, что может «заблудиться», поэтому поклонился разуму и принял его власть.


2


«Только для тех, кто не подвержен головокружению». К этим словам Ницше, взятым эпиграфом у Шестова, мог бы присоединиться Антуан Рокантен. Только Рокантен сказал бы более жестко: «Только для тех, кто не боится Тошноты». Тошнота, как и головокружение, есть результат отказа человека на пути к очевидности от того, что Шестов называл почвой, а мы – основаниями.

Человек начинает свой путь, когда удивленный, старается отыскать основания мира. В жизни человек, прошедший и школьную, и университетскую науку обычно и не обращает внимания на основания. То есть, практически не обращает. Мы знаем ученых, которые только и заняты тем, чтобы отыскать или обосновать порядок и связь вещей. Да и в обыденном мире мы часто стараемся согласовать мир и сделать такое согласование обязательным.

Но для удивленного миром возможного и невозможного человека поиск оснований становится главным. То, что раньше представлялось естественным, как например падение камней, теперь предстает как проблема. Если раньше «каждое есть посредством другого» было принципом, позволяющим уйти от тревоги хаотичного мира, то теперь такой принцип не помогает, ведь, кроме того, что человек спрашивает, он еще и сомневается. Человек за каждым основанием ищет следующее, и в итоге не может поверить ни в одно из них.

Страница 22