Йога-сутры Патанджали. Путь познания, созерцания и свободы - стр. 17
savitarka samāpattiḥ – особая форма самапатти, дискурсивное созерцание, созерцание с рассуждениями, с концептуализированием.
1.42. Если оно сопровождается смешением слова, его значения, знания и воображения, то это созерцательное погружение с рассуждением40.
Сутра 1.43
smṛti-pariśuddhau svarūpa-śūnyeva-arthamātra-nirbhāsā nirvitarkā ||43||
smṛti – памятование, память, воспоминание.
pariśuddhau – очищенный, беспримесный, чистый; освобожденный.
svarūpa – собственная форма, природа, сущность.
śūnya – лишенная, пустая.
iva – как будто.
artha – значение, смысл; цель, намерение, целенаправленность, результат, успех, назначение, благо, ценность; объект, образ.
mātra – только, больше ничего.
nirbhāsā – освещение, отражение; появление, вид, наружность, видимость.
nir – без.
vitarkā – сопровождаемая домыслами, гипотезой, фантазией, с вербальными ассоциациями, с дискриминацией, с мыслью; связанная с (sa) рассуждением, обдумыванием, аргументированием, соображением (объектом являются грубые объекты, воспринимаемые чувствами).
nirvitarkā – без отражения, без аргументов; без словесных ассоциаций, без концептуализирования; более тонкое состояние самапатти, созерцания (самадхи), в котором объект представлен непосредственно, не прибегая к мысли.
1.43. Созерцательное погружение без рассуждения достигается, когда ум, очищенный от воспоминаний и как бы лишенный собственной формы, освящает только объект41.
Сутра 1.44
etayaiva savicārā nirvicārā ca sūkṣma-viṣaya vyākhyātā ||44||
etayā – этим.
eva – даже, также.
vicārā – обдумывание, взвешивание, размышление, соображение, рассмотрение, рефлексия, раздумье, осмотр, исследование, расследование.
savicārā – (nom. sg. f.) тонкая рефлексия, с размышлением относительно тонкого объекта, с тонкими умственными ассоциациям, неочищенное от тонких рефлексий.
nirvicārā – состояние без рефлексий о тонком предмете, без тонких умственных ассоциаций.
ca – и.
sūkṣma – тонкий, неуловимый, невидимый, мельчайший, едва различимый, неосязаемый, непостижимый.
viṣaya – объект, опыт, что-либо воспринимаемое чувствами.
vyākhyātā – описывается, объясняется.
1.44. Также объясняется рефлексивное и нерефлексивное созерцание, имеющее объектом тонкое42.
Сутра 1.45
sūkṣma-viṣayatvam-ca-aliṇga paryavasānam ||45||
sūkṣma – тонкий, неуловимый, невидимый, мельчайший, едва различимый, неосязаемый, непостижимый.
viṣaya – объект, опыт, область, что-либо, воспринимаемое чувствами.
ca – и.
aliṅga