Йога-сутры Патанджали. Путь познания, созерцания и свободы
1
ālpākṣaramasandigdhaṁ sāravadviśvatomukham
astobhamanavadhyañca sūtraṁsūtravido viduḥ
«Знатоки сутры называют сутрой то, что кратко, ясно, содержательно, многогранно, лишено сквернословия и неопровержимо». sūtrārthaṁ varṇyate yatra padaiḥ sūtrānukāribhiḥ
svapadāni ca varṇyante bhāṣyaṁ bhaṣyavido viduḥ
«Знающие бхашья (комментарий) считают, что комментарий это то, что уточняет смысл сутры, используя слова, соответствующие словам сутры и объясняющие слова, используемые в комментарии».
2
Например, Эдвин Брайант, исследовав основные комментарии к Йога-сутре, утверждает, что она была записана уже за несколько столетий до нашей эры [30; 34]. Такого же мнения придерживался C. Дасгупта [31; 230—238]. Филипп А. Маас считает, что сутры записаны в 4 в. н. э. [32].
3
Когнитивистика (когнитивные науки) возникла как новый подход к пониманию человеческого сознания и начало формироваться как интеллектуальное движение в 1950-х годах, которое часто называют когнитивной революцией. У ее истоков оказались сразу несколько научных дисциплин: психология, антропология, теория искусственного интеллекта (Дж. Маккарти), лингвистика (Ноам Хомский), а также философия (Джерри А. Фодор). На пике развития кибернетики и появления первых компьютеров, идея аналогии человеческого разума и вычислительной машины начала набирать силу и во многом заложила основные теории когнитивистики. Термин когнитивная наука впервые использовал Кристофер Лонгет-Хиггинс в своем комментарии к докладу Lighthill в 1973 году, в котором говорилось о текущем состоянии исследований искусственного интеллекта (ИИ). В том же десятилетии были созданы журнал «Когнитивная наука» и Общество когнитивных наук. Основополагающее собрание Общества когнитивных наук было проведено в Калифорнийском университете в Сан-Диего в 1979 году.
4
Метод интроспекции – метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения. Иногда он называется субъективным методом. Его разновидностям и являются метод аналитической интроспекции и метод систематической интроспекции. Б. Алан Уоллес, анализируя процесс вытеснения западным научным материализмом метода внутренней интроспекции, отмечает, что это привело к негативному отношению к восточным и западным созерцательным традициям. (B. Alan Wallace. The taboo of subjectivity: Toward a New Science of Consciousness. Oxford University Press. 2004.
5
Модель человека, предложенная Ассаджиоли, во многом конгруэнтна с «Читта-шастрой», наукой об уме.
6
См.: Metcalfe, J., & Shimamura, A. P. (1994). Metacognition: knowing about knowing. Cambridge, MA: MIT Press.
7
В доктрине йоги читта соответствует буддхи, или махату (высшему интеллекту) школы санкхья, однако рассматривается и шире, как аналог антахкараны, то есть всего внутреннего психического инструмента, объединяющего буддхи, ахамкару (самосознание, чувство «эго») и манас. (Радхакришнан С. Индийская философия, Т. II, ч. III, гл. 5, V.).
Читта, как и антахкарана, сама по себе лишена сознательности, подобно всем видоизменениям пракрити (первичной субстанции). Она лишь «отражает» свет Пуруши, приобретая тем самым иллюзию собственного сознания.
8
Сабиджа-самадхи: савичара-, савитарка-, нирвичара-, нирвитарка-самадхи; нирбиджа-самадхи; дхарма-мегха-самадхи и т. д. Самадхи скорее является «состоянием», модальностью сознания». Эти этапы имеют нейрофизиологический коррелят в префронтальной коре, которая вовлечена в формирование осознанного поведения [40].
9
White, David Gordon. The «Yoga Sutra of Patanjali». A Biography. Series: Lives of Great Religious Books. Princeton University Press, 2014. Также см.: http://www.hrih.net/yoga-sutras-archive.aspx
10
См., например, Quantum Interaction. 5th International Symposium, QI 2011, Aberdeen, UK, June 26—29, 2011, Revised Selected Papers. Springer-Verlag Berlin Heidelberg.
11
Chris Heunen, Mehrnoosh Sadrzadeh, Edward Grefenstette. Quantum Physics and Linguistics: A Compositional, Diagrammatic Discourse. Oxford University Press. 2013.
12
http://www.yoga-darshana.com https://www.ashtangayoga.info http://www.swamij.com/yoga-sutras.htm https://yogastudies.org http://sanskritdictionary.com https://www.wisdomlib.org http://www.sanskrita.org https://juliashaidayoga.com http://kjc-sv013.kjc.uni-heidelberg.de/dcs/index.php https://sanskritdocuments.org/
Следует отметить сайт http://yukta.org, на котором представлены на основе словаря Монье-Вильямса пословные переводы различных санскритских текстов.
13
Как уже говорилось в ведении, слово «йога» происходит от санскритского корня yuj, имеющего много смысловых значений: «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «союз», «упряжка», «сопряжение» и т. п. Согласно Панини, термин йога может быть получен от одного из двух корней, yujir yoge (yujir в смысле «связать, соединить, обуздать») или yuj samāddhau («сосредоточиться») [31; 226—227]. В контексте йога-сутры Патанджали корень yuj samāddhau (сосредоточиться) рассматривается традиционными комментаторами как правильная этимология. В Гхеранда-самхите (1. 4—5.) говорится: «Нет уз, равных узам майи; нет силы выше, чем йога; нет друга лучше, чем мудрость; нет врага хуже, чем эгоизм (ахамкара). Изучая азбуку, можно познать все науки; так же овладением йогой достигается познание истины». Е. Торчинов полагал, что корень «юдж», к которому восходит слово «йога», означает прежде всего «запрягать коня»; поэтому «йога» скорее всего – связывание воедино, сопряжение чувств, мыслей и психических факторов вообще и их сосредоточение на единственном объекте созерцания. (См.: Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007. С. 253.). Радхакришнан отмечает, что Патанджали называет свою работу «анушасана», где предлог «ану» обозначает, что его формулировка следует первоначальному открытию и не является сама по себе первой формулировкой этой системы.
14
В логике двух последующих афоризмов (1.3—4.) и всего текста термин «ниродха» указывает не на прекращение активности ума, а на контроль (управление) и устранение отождествления с видоизменениями, процессами, деятельностью читты, ума. Перевод «ниродха» словом «контроль» усредненный вариант, поскольку можно контролировать только то, с чем не отождествляешься. Альфред Коржибски формулировал это так: «Все, что вы осознаете, не может быть вами». (Korzybski A. Science and Sanity: An Introduction to Non-Aristotelian Systems and General Semantics. – Institute of General Semantics, 1994.). «Перевод «ниродхи» как «прекращение» неоднозначен и нуждается в объяснении. Было бы неправильно рассматривать «прекращение» как окончательное прекращение существования вритти, то есть онтологическое прекращение вритти. В этом афоризм относится к прекращению эмпирических эффектов вритти в форме духовного невежества (авидья), т. е. гносеологическое прекращение вритти» [10; 132]. Свами Рама отмечает, что «yogaś-citta-vṛtti-nirodhaḥ» – это контроль над модификациями ума. «Ниродха» означает управление, для этого нет другого английского слова. Контроль не означает подавление, а направление или регулирование». http://www.swamij.com/yoga-sutras-10104.htm#1.2.
Рассматривая читту как сложную систему, можно сказать, что контроль – один из процессов, обеспечивающий достижение системой поставленных целей. Читта служит целям пуруши. Контроль – одна из основных функций управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (осознание достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений. Ряд исследователей рассматривают вритти в терминах процесса: «Вритти описаны в сутрах 1.6. в 1.11. как основные когнитивные процессы. Они являются действиями, функциями или процессами, а не продуктом, хотя эта деятельность и ее продукт тесно и по существу связаны между собой. Для концепции санкхьи вритти – фактически модификации ума, поскольку он принимает форму объекта, который он воспринимает. Однако в «Йога-сутрах» вритти больше соответствует процессу, деятельности, функции ума. Концепция вритти в санкхье была позже принята Ведантой». [7; 40—41]. Согласно Йога-бхашья-виваране, на ум влияют гуны (саттва, раджас и тамас), поэтому у него есть естественная тенденция к просветлению (знанию), действию или бездействию (стабильности). Просветление означает знание, что характерно для саттва-гуны. Деятельность – это движение и активность, что является характеристикой раджа-гуны. Стабильность – это постоянство, ограничение, инерция, которая является характеристикой тама-гуны. Эти свойства гун неизменны и, поскольку разум всегда стремится к одной из них, что три находятся в непрерывном преобразовании. [2]. «Ниродха» – это устранение влияния тамаса и раджаса на ум. Вариации: Йога – это устранение отождествления с видоизменениями ума. Йога – это прекращение порабощенности деятельностью ума. Йога – управление функциями (модификациями) ума. Йога – это контроль состояний ума. Йога – это дисциплина ума. Йога – это контроль ментальных операций. Йога – это управление когнитивными процессами и т. д.
15
То есть, когда видящий не отождествляется с модификациями ума, он пребывает в собственной истинной природе.
16
Как промежуточная цель йога – устранение негативных состояний ума, влекущих страдания или окрашенных связью с несчастьями. Таким образом, даже достоверное знание может быть связано с печалью.
17
Достоверное познание (прама):
1. раскрывает то, что есть на самом деле. 2. оно должен быть полезным – иметь практическое применение. Процесс познания включает:
1. праматру – познающий, субъект. 2. прамея – объект познания. 3. прамана – инструмент познания. 4. прама – познание. 5. праманья – достоверность познания. Разнообразным когнитивным процессам уделяется особое внимание в сутрах. В связи с этим можно отметить подход Франсиско Варелы: «Живые системы – это когнитивные системы, а жизнь как процесс – это процесс познания. Это утверждение справедливо для всех организмов с нервной системой или без нее» [36].
18
viparyaya происходит от vi (разделенный, далеко) + pari (вокруг) + aya, происходящее от корня i (идти, двигаться, течь) дословно, блуждание, т. е. познание отделенное от объекта. Этот когнитивный процесс в отличие от достоверного познания (праманы) допускает искаженное, ошибочное, ложное понимание (mithyā jñānam) объекта, поскольку он не соответствует его внешнему виду (rūpa). И это не только ошибка восприятия, а когнитивное искажение. Когнитивные искажения могут быть представлены в виде четырёх категорий: когда много информации, когда не хватает смысла, когда быстро реагируем, когда вспоминаем и запоминаем. В когнитивной науке под когнитивными искажениями понимаются систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения, которые возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы. (Список когнитивных искажений см., например: Baron, J. Thinking and deciding. NY: Cambridge University Press. 2007.). Вариации: Заблуждение – представление, не соответствующее действительности. Заблуждение – это ложное знание об объекте, основанное на обманчивых проявлениях этого объекта. Знание, отражающее определенную форму, в действительности не основывается на этой форме. (Ср. у Гегеля «ложное знание о чем-нибудь означает неравенство знания с его субстанцией»). В Санкхья-карике приводится описание заблуждений и их причин: «Неведение, самость, вожделение, отвращение, привязанность или, по порядку, то, что именуется «мрак», «омрачение», «великое омрачение», «тьма», «кромешная тьма» суть пять особых [разновидностей] заблуждения – ввиду того [что все они] начиная с самости происходят от заблуждения, имея заблуждение своей природой. Или, по-другому, к вещи, которая ложно определяется через неведение, «привязываются» самость и прочие [разновидности], имеющие природу того [заблуждения]. [26; 210].
19
Воображение (фантазия) – важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. Воображение обусловлено самой природой мышления, в соответствии с которой человек имеет дело не только с действительными объектами, но и с идеальными представлениями. (Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», 2009.). В толковом словаре Ушакова вымысел – то, что придумано, порождено воображением и не существует в действительности. Викальпа – концептуализация без объекта (реального) – зависит от лингвистической концепции и варьируется от мечтаний до абстрактного мышления и включает в себя все формы фантазии в том числе художественный вымысел (например, фильмы). В отсутствие чувственных данных ум продолжает формировать концепции, образы. Нисаргадатта говорил: «Спонтанное, интуитивное, свободное от дуальности понимание не может возникнуть, если буря концептуального мышления не улеглась… «Размышление» означает «концептуализацию», создание в уме объектов, и это и есть «связанность». (См.: Нисаргадатта Махарадж «Я есть То»). Или в стиле Барта и Бодрийяра – «язык абсолютно тоталитарен, язык программирует нас, наше мышление и любую нашу коммуникацию… он диктует реальность». Вариации: Воображение – облеченное в словесный образ знание о том, что не существует в реальности. Воображение – лишенное реальности знание, вытекающие из слов. Концептуализация происходит из слов, лишенных субстанции.
20
Согласно Йога-бхашья-виваране, небытие (абхава) означает в этом случае отсутствие бодрствующего состояния, а не отсутствие в абсолютном смысле, потому что мы не можем иметь никакого представления о последнем (это разница между объективным небытием (абхавой) и абсолютным небытием), что немыслимо. Понятие небытия означает, что мы имеем представление об этом небытии. Согласно Раджа-мартанде, основой этой модификации ума является идея о несуществовании. Это означает, что глубокий сон (нидра) – это модификация ума, которая сопровождается исчезновением всех объектов знания, вызванных темнотой (тамасом), которая всегда предшествует ей. Вариации: Глубокий сон – это процесс (вритти), основа которого (аламбана) – это опыт (pratyaya) небытия (абхава). Сон без сновидений – это психический процесс, основанный на идее отсутствия других психических процессов. Сон – это состояние ума, основанное на отсутствии всякого содержания сознания. Это отождествление с состоянием, где все содержания в инертном состоянии. Глубокий сон – это состояние ума, основанное на отсутствии когниции. Сон – это ментальная модификация, поддерживаемая познанием небытия.
21
В Бхагавад-гите (6.35) говорится о функции практики и отрешенности:
asaḿśayaḿ mahā-bāho mano durnigrahaḿ calam
abhyāsena tu kaunteya vairāgyeṇa ca gṛhyate
«Несомненно, о могучерукий, ум беспокоен и с трудом управляем, но все же его можно обуздать, о Каунтея, должной практикой (абхьяса) и отрешенностью (вайрагья)» [37]. Вариации: Прекращение отождествления с этими модификациями достигается практикой и отрешенностью. Управление умом достигается практикой и отрешенностью.
22
Вариации: – устойчивость в сосредоточении ума; – устойчивость в неотождествлении с модификациями ума (Раджа-мартанда); – устойчивость в безмятежность ума (см.: Sarva-darśana-saṃgraha); – устойчивость в отстраненности от модификаций ума. (Йога-бхашья-виварана). Стабильность заключается в том, что удерживается состояние неотождествленности с модификациями. Это называется практикой. Под «отречением» можно понимать и непривязанность к результатам практики. Согласно Йога-бхашья-виваране, практикой является стремление к стабильности в нем. «В нем» означает абстрагирование от vṛtti или психических процессов… Практика – это упражнение, не предназначенное для достижения чего-то другого, кроме самой практики. Практика – это повторное усилие следовать дисциплинам, которые способствуют постоянному контролю над умом.
23
«Вашикара» означает «контроль». Бходжа говорит: «я не под их контролем страстей, они под моим контролем». В сутре говорится о двух видах объектов, к которым возникает привязанность: к видимым объектам, дарующим чувственное наслаждение, и объектам, о которых услышано от авторитетов (анушравика) или из писаний (шрути), например, о райских наслаждениях. В Гите говорится (2. 42—45): «Неразумные люди, которые произносят цветистые речи, прельстясь буквой Вед, говорят, что нет ничего выше этого. Исполненные желаний, стремящиеся к небесам и действующие ради лучшего перерождения, – они совершают различные ритуалы для обретения наслаждения и власти. Те, кто страстно привязан к наслаждению и власти или чей ум увлечен этим, не обретут умиротворения разума. Веды имеют дело с тремя гунами природы. О Арджуна, будь выше гун. Освободись от двойственности, от стремления к обретению, навсегда утвердись в чистой благости и в истинном Я» [37].
24
На санскрите слово «пуруша» в первую очередь означает «я». Этимология этого слова – puri śete iti puruṣaah – то, что обитает в этом теле, т. е. сознание. Согласно Бхагавадгите, «есть два Пуруши в мире – один разрушимый и другой неразрушимый. Первый рассеян во всех существах, второй недвижен и неизменен. Но есть еще и другой Пуруша, наивысший (uttama), которого именуют Параматманом и который держит три мира (землю, атмосферу и небо, олицетворяющие три основные ступени, между которыми распределяются все виды манифестации). [29]. «Теперь спрашивается: что такое пуруша? Ответ таков: «Пуруша без начала; он тонок (subtle), вездесущ, воспринимающий, без свойств, вечный, видящий, испытывающий, не действующий, знающий объекты, незапятнанный, не производящий. Почему он называется пурушей?. Потому что он древний (пуранат), потому что он пребывает в теле (пури саяте) и потому что есть пурохита (правитель)». [см.: 18]. Вариация: Высшая беспристрастность – это полное отсутствие тяги к чему-либо материальному, что обусловлено различением между духовной и материальной природой.
25
Согласно Вьясе, ekātmikā saṃvid asmitā – сознание индивидуального существования (асмита) – это опыт самого себя как уникального существа. Asmi (я есть) от глагола as (быть) + tā суффикс, который указывает «иметь качество чего-то». Асмита – букв.: я-естьность.
26
Патанджали после описания сампраджната использует слова «anya», «другой», что относится к другому виду самадхи, который комментаторы называют асампрджната-самадхи, хотя данный термин нигде в Йога-сутре не встречается. Асампраджната означает вне когнитивных процессов, трансцендентное состояние, вне концептуализирования и дискурсивного мышления как состояние непосредственного осознания без посредства чувств. В этом состоянии остаются лишь самскары в латентном состоянии. Вариации: Помимо этого есть состояние, где остаются только безсознательные впечатления от практики остановки мысли. Существует еще одна самадхи, которая достигается постоянной практикой прекращения всей умственной деятельности, в которой читта сохраняет только непроявленные впечатления. Дасгупта отмечает, что значение слова «самскара» в индийских школах определяется по разному. Оно означает впечатления (отпечатки), которые находятся в бессознательном уме. Весь наш опыт – когнитивный, эмоциональный, волевой хранится в бессознательных областях и может быть репродуцироваться как вспоминания. Слово «васана» имеет более позднее происхождение. В ранних упанишадах оно не встречается. Оно упоминается в Муктика-упанишаде. Оно часто используется в смысле «самскара». Но термин «васана» обычно относится к тенденциям прошлой жизни, большинство из которых скрыто в уме и проявляются при определенных условиях. А самскары постоянно генерируются опытом. Васаны – врожденные самскары, не приобретенные в этой жизни [31; 217]. Словарь «Dharma» дает следующее смысловое поле для термина «васана»: кармические остатки, бессознательные наклонности, мысли, формирование привычки, потенциальная тенденция, привычный шаблон, привычная склонность, привычная тенденция, впечатление, отпечаток, склонность, кармическое впечатление; кармические следы, скрытая предрасположенность, умственный отпечаток, потенциальная склонность.
27
Согласно Йога-бхашья-виваране, самадхи-без-семени двух типов: либо она достигается в результате практики, либо спонтанно при смерти. Первый – результат применения описанных выше средств (абхьяса и вайрагья) и предназначен для йогов. Божественные существа (дэвы) не имеют физического тела или связи с материальными элементами. Благодаря ментальному опыту, инициированному самскарами, они испытывают состояние, подобное трансцендентной обособленности (кайвальям), хотя остальные самскары исчезли благодаря абхьясе и вайрагьи. Даже для тех, кто погрузился в пракрити, есть обязательства, которые не были полностью осуществлены. До обретения знания, различающего между пурушей и саттвой, ум по-прежнему сохраняет устремление, которое не было реализовано [2]. Вариации: Из этого возникает переживание (концепция, идея) бестелесности и растворенности в природе. Термин «видеха» (бестелесный) относится к людям, которые умирают, не достигнув освобождения. Они теряют свое грубое тело. Их тонкое тело и дух переходят к новой реинкарнации. Когда тело умирает и ум перестает функционировать, создается автоматическая ниродха. Это подобно нидра-вритти (1.10.). Во сне без сновидений остается одна пратьяя – пратьяя несуществования (абхава-пратьяя), а в данном состоянии – пратьяя существования (бхава-пратьяя). При достижении кайвальи (освобождения), в котором трансцендентируются все самскары, все авидьи, читта более не связывет пурушу, и «как камень, брошенный с вершины горы, тяготеет обратно к пракрити». Чтобы уничтожить старые самскары, недостаточно одного знания, необходима практика. которая, укрепляя ум в более тонких состояниях, устраняет негативные самскары. По мере того как йогин продвигается вперед, он должен отказаться даже от тех самскар, которые вытеснили негативные, и попытаться добиться того, что еще выше. Продолжая таким образом, он достигает состояния, когда буддхи пребывает в совершенстве и чистоте. На этом этапе буддхи принимает форму пуруши, и происходит окончательное освобождение. [31; 244]. Буддхи называется то махат, то – асмитаматра, манас, саттва, буддхи, линга – в соответствии с теми аспектами, которые включаются в рассмотрение.
28
Согласно Вьяса-йога-бхашье, через веру обретается умиротворенность, ибо вера защищает как любящая мать. Когда человек наделен такой верой и нацелен на различение, возникает энергия. Когда возникает энергия, внимание, удерживающее объект в памяти (памятование), становится непоколебимым. Когда внимание непоколебимо, ум становится невозмутимым и обретает сосредоточенность (самадхи). Различающая мудрость приходит к сосредоточенному разуму. С этим обретается познание истинной природы вещей [3].
29
Согласно комментарию Вьясы, причинами несчастий являются неведение и другие клеши. Карма может быть хорошей или плохой. Его последствия – это результаты, которые он дает. Следами этих действий являются скрытые желания (васаны) … Другие (пуруши) достигли трансцендентной обособленности (освобождения), разорвав тройные путы, но для Ишвары никогда не было и никогда не будет рабства (от которого нужно освободиться) … Ишвара всегда свободен. Ашайя (скопление, хранилище карм, скрытых самскар или васан) может быть индивидуализированной, коллективной и вселенской.
30
Слово, обозначающее его, – это пранава, или священный слог Oм.
31
Вариация: Повторение пранавы приводит к осознанию его значения. Повторение этого (Ом) следует совершать с созерцанием его значения. Повторения одного не достаточно, звучание Ом должно наполнить все существование, все сознание человека. В Раджа-мартанде говорится, что для достижения самадхи йог должен повторить слог «ом», медитируя на него как на проявление присутствия Высшего Существа.
32
Вариация: Отсюда происходит познание я и разрушение препятствий для этого познания.
33
Согласно Раджа-мартанде, девять препятствий, актуализируемые энергиями раджаса и тамаса и являющиеся причиной рассеянности ума, таковы: Болезнь – это состояние, вызванное дисбалансом дош в теле. Апатия – это неспособность ума действовать.
Нерешительность (сомнение) – это неспособность ума принять решение по какому-либо вопросу, например, насколько йога практична или нет.
Беспечность состоит в том, что он не хочет прилагать усилий или равнодушен к практике, ведущей к сосредоточению.
Ленность – это медлительность и тяжесть тела и ума, которая приводит к потере интереса к йоге.
Невоздержанность – это влечение ума к объектам чувственного наслаждения.
Ложные воззрения – это ошибочное восприятие, вследствие которого, например, перламутр принимается за серебро.
Неспособность достичь определенного уровня состоит в том, что по тем или иным причинам сложно достичь определенной стадии сосредоточения.
Непостоянство заключается в том, что практикующий не может оставаться в том состояние сосредоточения, которое было достигнуто. [1]
Рассеянность – функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной когнитивной деятельности. Она может быть обусловлена разнообразными факторами: напряженной умственной работой, утомлением и отсутствием соответствующей мотивации, различными заболеваниями, эндокринными расстройствами, хроническими инфекциями, токсическими эффектами лекарств,
34
Харихаранда отмечает, что фраза «один принцип или реальность» по-разному интерпретируется комментаторами. Вачаспати Мишра говорит, что это относится к Ишваре. Виджнана Бхикшу считает, что это относится к грубым принципам, тогда как Бходжа указывает на специально подобранный принцип. Собственно, здесь нет понятия об объекте созерцания, но только о качестве созерцания. Каким бы ни был предполагаемый объект – Ишвара или любой другой – он должен рассматриваться как единственный принцип. [14; 241]. Вариации:
Практика сосредоточения внимания на единственной истине является средством предотвращения этих отвлекающих факторов. Устранение их – цель практики сосредоточения на одном принципе. Практика одной истины предназначена для их устранения.
35
Prasādana также чистота ума, спокойствие, ясность. Благодаря эти свойствам ум становится устойчивым в сосредоточении. Вариации: Спокойствие ума достигается путем развития дружелюбия к счастливому, состраданию к несчастному, сорадости к добродетельному и беспристрастности к нечестивому.
36
Патанджали использует слово pravṛtti, а не более общий термин vṛtti, чтобы показать, что действие является «совершенным» и полностью ориентированным на объекты чувств [см.: 15; 44]. Согласно Вьясе, если возникает состояние полного контроля хаотичного функционирования ума, то возникает способность непосредственно воспринимать тот или иной объект. И когда это происходит, то у практикующего беспрепятственно проявляется вера, энергия, памятование и глубокое сосредоточение [3]. Вариации: Те формы концентрации, которые приводят к тонкому сенсорному восприятию, способствуют устойчивости ума.
37
Ум стабилизируется, как только психический процесс становится светящимся и свободным от напряжения, боли, то есть он освобождается от модуса раджаса. Согласно Раджа-мартанде, светимость указывает на проявление чистого (саттвического) качества, и то, что позволяет полностью проявится этой светимости, является светящимся. Отсутствие боли – это определенная склонность ума, в которой претворение чистоты (саттвы), исполненной счастья, устраняет боль, которая характерна для раджаса. Это развивает устойчивость ума. [1].
38
Согласно Йога-бхашья-виваране, в состоянии сновидения возникает познание без наличия физических объектов, а природа этого познания – чистое просветление. Человек должен размышлять о таком познании, но не о запоминающихся объектах (которые появляются во сне), потому что ум может быть захвачен привязанностью к запоминаемому объекту. Но медитация на познание глубокого сна, в котором по существу отсутствует восприятие какого-либо конкретного объекта, погружена в идею небытия, приятна, бесконечна и характеризуется опытом неизменности. Когда ум остается в этом состоянии, он стабилизируется естественным образом [2].
39
Вариации: Постепенно мастерство в сосредоточении простирается от атома до пределов самого великого. Уму йога подвластно сосредоточение на все – от атома до вселенной.
40
Слово «тарка» относится к мышлению с помощью слов, дискурсивному мышлению. Savitarka samāpattiḥ сопровождается концептуализрованием, семантическими построениями (конструктами), ассоциациями и «когнитивным слиянием» слова, объекта и понятий. «Когниция» (пратьяя) – термин, обозначающий какой-либо продукт разума: мысль, образ или воспоминание, а также процесс познания. «Когнитивное слияние» описывает процесс смешивания самой мысли и объекта мысли. Согласно Йога-бхашья-виваране, знание, полученное путем вывода, и знание, полученное через свидетельство авторитета, относятся к универсальному знанию, а ментальные конструкции (vikalpa), которые являются производными от них, являются иллюзорной проекцией (adhyaropa) отдельного объекта, созданной наложением (adhyāsa) [2]. То есть еще не достигнуто неконцептуальное созерцание. Вариации: Если оно сопровождается домыслами на основе смешения слова, его значения и знания, то это созерцательное погружение с рассуждением.
41
Это созерцательное слияние или погруженность без дискурсивных процессов. В уме, свободном от слов и концептуализирования; присутствует только сам объект. Согласно Йога-бхашья-виваране, в самапатти без ментальных конструкций или концепций, свободного от совмещения знаний, полученных из логического вывода и иллюзорного словесного знания, объект воспринимается исключительно в своей истинной природе. Это знание объекта как есть; объект, свободный от ассоциаций, таких как пространство, время и связь с прошлым опытом, проявляется только со своими собственными качествами, в форме своей реальной природы [2]. Иллюзия – это не сам объект, а концепции, спроецированные на него. То есть, даже в состоянии савитарка-самапатти присутствует познание не объекта, а проекций. А что уж говорить об обычном состоянии познания мира? Большинство людей живет в мире собственных и коллективных проекций, принимая их за реальность.
42
Тонкое – это первоэлементы (танматры), чувства, эволюты развертывания космоса и т. д. Согласно Йога-бхашья-виваране, нет никакой разницы между савичарой и савитаркой, потому что в обеих присутствует иллюзорная проекция (адхьяса). Различие лишь в том, что в савитарке эти ментальные проекции происходят как в области обычного значения слов (шабда), самого объекта (артха) и понимания, тогда как в савичаре, принимая во внимание, что танматра или тонкие элементы не имеют никакого отношения к словам (шабда), существуют только мысленные спекуляции о значении объекта (артха) и его понимании (джняна) [2].
43
Нирвичаре доступны области тонкого, простирающиеся до первоматерии, не имеющей отличительных черт. sūkṣma-viṣayatvaṃ (тонкость объекта) aliṅga-paryavasānam (заканчивается неопределенным). Понятие «непроявленное» корреспондируется с описаниями квантового состояния системы и квантовых явлений, которые не могут быть объяснены с позиции классической физики: волновая функция, квантовая суперпозиция, квантовая запутанность, неопределённость, несеперабельность, неизмеримость. Последнее время появляется все больше исследований, посвященных квантовой когнитивистике, т. е. применению математического формализма квантовой механики для описания когнитивных и социальных явлений (см.: Busemeyer, J. R., Bruza, P. D. (2012). Quantum models of cognition and decision. Cambridge University Press, а также работы D. Aerts и A. Khrennikov).
44
Все эти когнитивные состояния – лишь сабиджа-самадхи, то есть глубокое созерцательное состояние, в котором еще присутствуют латентные импринты (самскары). Согласно Виджняне Бхикшу, биджа интерпретируется как синоним самскары, потенциального семени новых вритти. В «Философском словаре» Андре Конт-Спонвиля созерцание определяется как внимательное и безоценочное свидетельствование. Метафорически созерцание означает способность сознания познавать, не стремясь к обладанию, использованию или вынесению суждения о познаваемом. Созерцание есть вершина духовной жизни, чистая радость познания (Аристотель называет это теоретической жизнью, Спиноза – amor intellectualis, т. е. интеллектуальной любовью), истинная любовь к истине. В созерцании объекта «Я» растворяется; спасать становится некого, и это-то и есть подлинное спасение. (Философский словарь – М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012.).
45
У А. Ф. Лосева: «Беспредикатное сáмое самó есть великая простота сознания и бытия. Ее начинает усматривать ум, воздержавшийся от суеты и пестроты слепой чувственности. Но как бы ни воздерживался человеческий ум, сама жизнь, еще до всякого воздержания, возможна только благодаря этой великой простоте… Кто знает сущность, самое само вещей, тот знает все». (Лосев А. Ф. Вещь и имя. Самое само. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2016).
46
Самадхи также оставляют свои впечатления в уме. Как и другие впечатления, эти впечатления также вызывают последующие эффекты.
47
Созерцание-без-семени – это устранение тех впечатлений, устранивших другие. Нирбиджа-самадхи, высшая стадия созерцания.
48
Согласно Йога-бхашья-виваране, пуруша – это энергия, которая наблюдает; разум (буддхи) есть в данном случае энергия наблюдения. Рассмотрение их, как если бы они были единой природой, является причиной скорби (kleśa), называемой сознанием индивидуального существования [2]. «Цели пуруши, определяемые как „вкушение“ и освобождение и относящиеся к будущему, заставляют действовать „инструментарий“, а потому нет нужды в агенте, знающем природу последнего» [26; 189].
49
Согласно Раджа-мартанде, привязанность, влечение – это желание, которое наполнено страстью в отношении действий, приносящих удовольствие, и которому предшествует память об опыте удовольствия [1]. Таким образом, привязанность, влечение – реакция на удовольствие.
50
Отвращение – реакция на опыт страдания. Согласно Йога-бхашья-виваране, отвращение является следствием боли. Боль – это то, что поражает живых существ и чего они хотят избежать. Бессознательное сопротивление по отношению к тому, что вызывает вспоминание о прошлом страдании, и есть отвращение, неприязнь, враждебность [2].
51
Согласно Раджа-мартанде, страх, вызванный силой остаточных впечатлений от ощущения страдания во время смерти, пережитой в прошлых жизнях, порождает страх смерти. И привязанность к телу, которая проистекает из этого у всех существ – от личинки до бога Брахмы, и которая существует без всякой причины, – это клеша, называемая привязанностью к жизни [1]. У Вьясы: «У каждого живого существа неизменно возникает желание собственного [существования]: „Да не перестану быть! Да буду я!“ И это желание было бы невозможно, если бы не был испытан [опыт] смерти». [26; 300]. Инстинктивная жажда жизни господствует даже над учеными мудрецами. У Апте «абхинивеша» – инстинктивная привязанность к мирской жизни и телесным удовольствиям и страх, что их можно потерять. Она исходит из собственной сущности и питается собой, образуя собственную самскару. Живое существо рождается благодаря своей привязанности к существованию, и само существование питает эту привязанность.
52
То есть, их легче устранить, когда они находятся в состоянии семени, когда еще не началось их прорастание.
53
Kleśa – это особый тип vṛtti, т. е. конгломерат, состоящий из физических процессов, энергии, эмоций и мысли. Их проявление искажает восприятие так же, как и заблуждение. Согласно Патанджали, дхьяна – медитация – лучший способ преодолеть клеши. Вариации: В активной форме их можно преодолеть посредством медитации.
54
Aśaya – хранилище латентных самскар, сформированных последствиями действий, мыслей, эмоций. Корреспондируется с концептами «бессознательное», «коллективное бессознательное» в западной психологии. Метафорически можно сравнить с хранилищем, в котором хранятся семена растений, способные прорасти в определенных условиях и принести соответствующие плоды.
55
В Вьяса-йога-бхашье говорится, что причиной этого великого многообразия страданий является неведение. А причина устранения неведения – истинное знание. Так же как медицинские тексты разделены на четыре части: признание болезни, диагностику ее причин, здоровое состояние и средства исцеления, подобным образом, эта система также состоит из четырех частей: круговорот бытия, его причины, освобождение и средства для освобождения [3]. Это неведение не следует понимать как простое незнание, это фундаментальное отсутствие осознания Я как своей истинной идентичности. Авидья является причиной «фатальной эпистемической дихотомии субъекта и объекта, которую йога стремится устранить».
56
Согласно Раджа-мартанде, Зрящий – это Дух, форма которого является чистым сознанием (чит). Зримое – это разум (буддхи). Объединение обоих, которое имеет в качестве предпосылки отсутствие ясности различения, близость, существующую между опытом и Познающим опыт, является причиной того, чего следует избегать, то есть страданий самсары [4].
57
«Светимость» соответствует саттва-гуне, «активность» – раджасу и «инерция» – тамасу. Эти три качества применимы как к миру объектов, так и к явлениям ума. Ум, состоящий из трех гун, имеет тройную природу. С одной стороны, гуна саттва обеспечивает своей прозрачностью светимость, которая дает знания. Раджас обеспечивают умственную активность (правритти), способность производить когниции. Тамас гуна придают устойчивость. Мир служит двойной цели пуруши – получения опыта и освобождения. Освобождение и рабство, относящиеся к феноменальному миру, ошибочно приписываются истинному я, который всегда свободно. Рабство существует только в интеллектуальной функции, что противоречит цели пуруши, то есть пребыванию в свободе (см. 8. 122). В Санкья-карике гуны описаны так: «Саттва полагается легкой и освещающей, раджас – побуждающим и подвижным, тамас – тяжелым и обволакивающим. И [их] действие ради [общей] цели – как у [компонентов] светильника. Далее, саттва – легкая и освещающая – когда саттва берет верх, члены тела [становятся] легкими, интеллект просветляется, индрии очищаются. Раджас – побуждающий и подвижный. Побуждающий – [то, что] побуждает, стимулирует, например, когда бык сильно возбуждается, видя [другого] быка – так действует раджас. Раджас также видится подвижным – ум, в котором действует раджас, неустойчив.
58
Согласно Раджа-мартанде, сознание созерцает идеи, сформированные умом, в постоянном, непрерывном процессе без отдыха, именно потому, что это его природа – созерцание. Я (ātman), который есть чистое сознание, воспринимает мысли, возникающие в уме, но остается неизменным. Согласно Йога-бхашья-виваране, объект пуруши – это ум, отражающий внешний объект, а не сам объект [2]. Вариации: Наблюдатель – это только сила, которая наблюдает. Хотя чистая, она наблюдает все через ментальные репрезентации объектов и событий. Метафорически ум – лишь монитор; через появляющиеся на нем образы внешнего мира пуруша наблюдает за миром. Дисциплина йоги помогает этой системе наблюдения (читте) стать более совершенной.
59
Чувственный мир имеет смысл только в том, что он воспринимаемый. Вьяса утверждает: «Поскольку внутренняя сущность [видимого состоит в том, чтобы] быть объектом восприятия для другого, то при осуществлении цели – опыта и освобождения – оно [более] не воспринимается пурушей». [6]. И читта (как система наблюдения) и зримое (мир) существуют только для целей наблюдателя (пуруши).
60
Согласно Йога-бхашья-виваране, я, которое получает опыт и освобождение, достигает своей цели; тот, кто не получает необходимого опыта и освобождения, становится объектом своего собственного наблюдения из-за его отражения (нирбхаса) в объектах [2]. Согласно Раджа-мартанде, полное уничтожение изначальной природы (прадханы) никогда не может произойти, потому что она является общей для всех; с другой стороны, за освобождением одного не следует освобождение всех и уничтожение вселенной [1]. Эти подходы в некоторой степени ассоциируются с концепциями математической, консенсусной, субъективной реальностей (см.: Макс Тегмарк. Наша математическая вселенная. В поисках фундаментальной природы реальности. Из-во: Corpus (АСТ), М.: 2017).
61
Вариации: Соединение [между зрящим и зримым] является причиной для восприятия собственной формы и полномочий «владельца» и «собственности». Связь между умом, способным отражать, и наблюдателем (пурушей) имеет единственную цель – возвращение пуруши к своей истинной природе. Союз Владельца (Пуруши) и собственности (пракрити) ведет к осознанию изначальной природы и полномочий их обоих. Мирче Элиада писал: «Причина и источник соединения Пуруши и пракрити – таковы два аспекта проблемы, которую санкхья и йога считает неразрешимой: она превышает возможности человеческого познания, ибо человек познает и понимает посредством того, что санкхья-йога называет „интеллектом“, буддхи. Однако этот интеллект сам по себе – только продукт (хотя и исключительно тонкий продукт) материи, первозданной субстанции (пракрити). Будучи произведением пракрити, „феноменом“, буддхи способен познавать лишь другие феномены, которые, как и он, принадлежат бесконечным манифестациям первовещества. Нет условий, при которых буддхи мог бы познать Я, потому что для него невозможно вступить в контакт с трансцендентальной реальностью. Причина и источник этой непостижимой связи между Духом и жизнью (т. е. „материей“) могут быть поняты не при помощи буддхи, но посредством только такого инструмента познания, который не связан с материей. Они раскрываются лишь тому, кто, разрушив свои цепи, превзошел пределы, отмеренные человеку; „интеллект“ не играет никакой роли в этом откровении, которое является скорее знанием Я о самом себе». (Элиаде Мирча. Йога: бессмертие и свобода. Перевод С. Пахомова. Из-во: Академический Проект. М.: 2000.).
62
В этом состоянии зрящий пребывает в своей совершенной чистоте и безмятежности, не будучи затронут никакими желаниями, волениями, эмоциями, мышлением и внешней деятельностью. Остается только свидетельствование. Его бытие – чистое и бесстрастное самосозерцание. Это трансцендентная обособленность (изолированность); состояние полного прекращения отождествленности вследствие исчезновения неведения (авидьи) и связи (самйоги) между зрящим и зримым. Йога говорит об этом состоянии свободы как о кайвалье (одиночестве), потому что все горести были полностью выкорчеваны, никогда не вырастут снова и потому что в этом состоянии пуруша остается навсегда без всякой связи с буддхи, см. Манкхья-карика, 68 и Йога-сутра 4.34. [31; 266].
63
Согласно Йога-бхашья-виваране семь видов мудрости таковы: – Выявлены причины будущих страданий. – Устранены коренные причины страданий. – Устранено отождествление с функциями ума. – Постоянно культивируется различающее познание как средство устранения отождествления. – Буддхи исполнил свою задачу. – Гуны стремятся к растворению в своей причине. – Истинное я пребывает в собственной природе, незагрязненное и абсолютно свободное.