Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 2 - стр. 31
Разумеется, Джахиз высказывался и по другим педагогическим вопросам и проблемам, и потому далее мы представляем часть его размышлений по этой теме.
Соответствие педагогических принципов человеческой природе и исламу
Принципы и законы, которые устанавливаются для людей, должны соответствовать натуре человека. В этом плане принципы воспитания и обучения и педагогические методы не являются исключением. Они должны быть гармоничны с человеческой природой и отвечать физическим и духовным желаниям и потребностям.
Джахиз говорит, что законы, царствующие над человеческой природой, не противоречат канонам ислама. В принципе, законы, правящие дольним миром, не находятся в противоречии с основами и законами ислама. Более того, общие законы и принципы мира и ислама одинаковы. Например, то, что порочно и нечестиво по исламу, приводит к порокам и нечестию в мире, а то, что приводит к порокам и нечестию в мире, порочно и нечестиво по исламу. Следовательно, разница между миром и исламом заключается лишь в различии двух миров, т. е. дольнего и горнего, а в остальном у них одинаковые законы. Если бы было иначе, то не возникло бы ни одной страны, не появилось бы ни одного государства и не установилось бы никакой политической системы[156]. Поэтому Аллах говорит в Коране: «А кто слеп в этом мире, тот будет также слеп в Последней жизни и окажется еще более заблудшим»[157].
По мнению Джахиза, с учетом гармоничного соотношения основ ислама и канонов педагогики, исламские принципы, методы и советы по воспитанию и обучению могут использоваться и в наше время для роста и развития людей. Это касается не определённого общества и конкретной группы, а всех наций и народов[158].
Факторы, влияющие на личность и воспитание человека
Личность человека формируется под влиянием нескольких факторов. Врождённые гены, качества и инстинкты оказывают на неё большое влияние. Вместе с тем изменение и преобразование личности и воспитание человека зависят от разных факторов[159]. В первой главе мы рассмотрели инстинкты и особенности человека с точки зрения Джахиза, а теперь расскажем о тех факторах, которые, по его мнению, влияют на личность и воспитание.
Джахиз неоднократно отмечает влияние окружающей среды на развитие человека, в том числе географическое расположение и климат. Так, например, он убеждён, что цвет кожи зависит от наследственных генов и что дети племён темнокожих людей, таких как Бану Салим ибн Мансур, будут рождаться темнокожими, но при этом географическое положение и климат местности, где растёт человек, также влияет на формирование цвета его кожи. Поэтому дети тех выходцев племени Бану Салим, которые переселились в другие города и страны, стали ремесленниками, торговцами и женились на белокожих женщинах, рождались белокожими