Размер шрифта
-
+

Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 2 - стр. 33

.

в. Друзья. Влияние друзей на формирование личности человека неопровержимо. Джахиз убеждён в том, что качества человека идентичны качествам его друзей[167]. Человек не может не контактировать с людьми и избегать общества, но он может выбирать себе в друзья тех, кто обладает положительными качествами[168].

2. Отношение к добру и злу

Жизнь, полная различных и противоречивых обстоятельств, формирует личность человека. Жизнь состоит из взлётов и падений, радостей и печалей, богатства и бедности, пользы и вреда. Человек может запоминать и забывать, проявлять смышлёность и глупость, и поэтому Джахиз называет всё это проявлением добра и зла[169]. Он убеждён, что Всевышний Аллах создал в мире как добро, так и зло, потому что если бы он состоял лишь из зла, все создания перестали бы существовать, а если бы его наполняло лишь добро, не было бы никакого мотива для размышлений. Если бы мир был полон только добра или только зла, то человек не имел бы возможности выбора. Следовательно, не было бы смысла в воспитании и обучении, в стремлении к пользе и отторжении вреда. В итоге не было бы мотива для роста и развития. Без этого не было бы награды и наказания, а результаты благих помыслов и деяний были бы непонятны людям. Если бы Всевышний Аллах даровал Своим рабам лишь блага и милости, то обычные люди погибли бы, а дела избранных пришли в расстройство. Потому что, как известно, памятование определённых событий мучает человека, а их забвение – приносит мир и спокойствие[170].

Поэтому наличие всех этих противоположностей, добра и зла полностью соответствует интересам всей системы бытия. Различия между павлином и вороном или волком и оленем видны только людям, а пред Господом они все равны и ни один не имеет преимущества перед другим[171].

Исходя из этого, Джахиз считает, что все трудности и невзгоды, с которыми человек сталкивается за свою жизнь, а также способность человека различать добро и зло и его право выбора играют значительную роль в росте и развитии его личности.

Педагогические принципы и методы

Воспитание и образование должны строиться на твёрдых принципах, которые могут стать основой планирования конкретной педагогической системы. Исходя из собственных взглядов на человека, познание и мораль, Джахиз предлагает особые педагогические принципы и строит на них особые педагогические методы, которые мы рассмотрим ниже.

1. Раскрытие и развитие способностей

Люди обладают неодинаковыми способностями к учёбе и профессии, и у них в разной мере развита память. Кроме того, каждый наделён склонностью к особым наукам и искусствам. Если человек будет больше заниматься тем, к чему имеет большую способность, то быстрее добьётся прогресса и успеха. Вероятно, Джахиз недостаточно хорошо отделял способности от заинтересованности. Он считал, что люди по своей природе больше любят ту науку или профессию, к которой имеют больше способности. Однако он не даёт открытых советов испытывать свои способности разными способами, хотя и обращает внимание на то, что каждый человек может стать успешным в той сфере, в которой имеет талант. Следовательно, всякий, кто займётся той наукой или профессией, которая ему нравится, быстрее добьётся своих целей. При этом одно из главных условий заключается в том, чтобы образовательная программа способствовала раскрытию и развитию его способностей. И сам учащийся должен стремиться к тому, чтобы найти ту науку и профессию, к которой наиболее предрасположен

Страница 33