Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 2
1
Ходжсон М. История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней.
2
Montgomery W. The Formative period of Islamic thought, 2002, Oxford, One world, р. 89.
3
Голенищев-Кутузов, Н. И. Творчество Данте и мировая культура / Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. М.: Наука, 1971. С. 150.
4
Ulrich Rudolph, Al-Māturīdī and the Development of Sunnī Theology in Samarqand, Leiden: Brill, 2014, Рр. 44–53.
5
Günther 2005, P.105–108.
6
Хамави, Йакут. Му‘джам ал-удаба’. Т. 16. С. 74–75; Мусахиб, Гулам-хусайн. Да’ират ал-ма‘арифи фарси. Т. 1. С. 717; Каххала, ‘Умар Рида. Му‘джам ал-му’аллифин. Т. 8. С. 7; Сам‘ани, ‘Абд ал-Карим ибн Мухаммад. ал-Ансаб. Т. 3. С. 162–163.
7
Захаби, Мухаммад ибн Ахмад. Сийар а‘лам ан-нубала’. Т. 11. С. 530.
8
Му‘джам ал-удаба’. Т. 16. С. 75.
9
Одни авторы указывают, что Джахиз умер в 250 г. л.х. во время правления ал-Му‘тазз би-л-Лаха (см.: Захаби, Мухаммад ибн Ахмад. Дувал ал-ислам. С. 136). Но другие утверждают, что крупные историки единодушны относительно точной даты его смерти (Амин, Ахмад. Духа ал-ислам. Т. 1. С. 387).
10
Ибн Халликан, Ахмад ибн Мухаммад. Вафайат ал-а‘йан. Т. 3. С. 473–474; Ибн Асир, ‘Али ибн Мухаммад. ал-Камил фи ат-тарих. Т. 6. С. 213.
11
Сандуби, Хасан. Адаб ал-Джахиз. С. 39.
12
Ибн ‘Имад, ‘Абд ал-Хайй. Шазарат аз-захаб. Т. 2. С. 121.
13
Абу ал-Хашаб, Ибрахим. Тарих ал-адаб ал-‘араби фи ал-‘аср ал-‘аббаси ал-аввал. С. 261.
14
Montgomery, стр. 234.
15
Совмещение шутливых фраз с серьёзными рациональными вопросами и изложение смешных рассказов и историй при обсуждении научных вопросов – ещё одна особенность сочинений Джахиза, которая снимает усталость читателя. Некоторые критики называют его самым выдающимся арабским писателем в жанре рассказа. Подробнее см.: Oxford Illustrated Encyclopedia; vol. 5. p. 19; Encyclopedia Britannica; vol. 3, pp. 644, 645.
16
Несмотря на расхождения с Джахизом в религиозных вопросах, Мас‘уди (ум. 345 г. л.х.) хвалит его книги и стиль изложения, утверждая, что его сочинения написаны самым изящным образом, поэтому их чтение не утомляет, а расслабляет. В частности, он пишет: «Книги Джахиза, несмотря на его известную ересь, очищают умы и раскрывают доводы, потому что они изложены наилучшим слогом, упорядочены наилучшим порядком и облачены в изящнейшие слова. И там, где он опасается утомлённости читателя и невнимательности слушателя, переходит от серьёзности к шутливости, а от красноречивой мудрости – к смешной истории». (Мас‘уди, ‘Али ибн Хусайн. Мурудж аз-захаб. Т. 4. С. 109.
17
Дийф, Шауки. ал-Фанн ва мазахибуху фи ан-наср ал-‘араби. С. 58 и далее.
18
См.: Джахиз, ‘Амр ибн Бахр. ат-Табассур би-т-тиджара. С. 1.
19
Диххуда, ‘Али Акбар. Лугатнама. Статья «Джахиз».
20
Мурудж аз-захаб. Т. 4. С. 109.
21
Рифа‘и, Ахмад Фарид. ‘Аср ал-Ма‘мун. Т. 1. С. 421.
22
Лексический повтор в произведениях Джахиза заметен невооружённым глазом. Подробнее см.: Закавати Карагузлу, ‘Алириза. Зиндаги ва асари Джахиз. С. 66–67.
23
ал-Хайван. Т. 1. С. 37–38.
24
Му‘джам ал-удаба’. Т. 16. С. 106.
25
Да’ират ал-ма‘ариф ал-исламийа. Т. 6. С. 238; ал-Фахури, Ханна. Тарих ал-адаб ал-‘араби. С. 585–586.
26
Зиндаги ва асари Джахиз. С. 63.
27
Адаб ал-Джахиз. С. 39.
28
Например, в энциклопедической работе «ал-Хайван» Джахиз употребляет такие персидские слова, как «шабкур» (куриная слепота. Т. 3. С. 535), «уштурмург» (страус. Т. 1. С. 143; Т. 4. С. 321; Т. 7. С. 243), «йах» (лёд. Т. 3. С. 371), «хук» (свинья. Т. 4. С. 68), «турш ширин» (кисло-сладкое. Т. 1. С. 143), «гавмиш» (буйвол. Т. 1. С. 152; Т. 5. С. 459; Т. 7. С. 243).
29
Доктор Таха Ханаджири приводит в конце книги «ал-Бухала» список употреблённых Джахизом персидских слов.
30
Hutchins W. Nine Essays of al-Jahiz, NY, 1989.
31
Описывая труды Джахиза, Ибн ‘Амид пишет: «Книги ал-Джахиза учат сначала разуму, а потом литературе». См.: Дийф, Шауки. ал-‘Аср ал-‘аббаси ас-сани. С. 592.
32
Мурудж аз-захаб. Т. 4. С. 109.
33
Шафи‘и, Ибрахим Мухаммад. ал-Джахиз мин а‘лам ат-тарбийат ал-исламийа. Т. 1. С. 279.
34
Подробнее о трудах Джахиза см.: Заркали, Хайр ад-Дин. ал-А‘лам. Т. 5. С. 74; Тарих ал-адаб ал-‘араби. С. 567–582; Ибн Надим, Мухаммад ибн Исхак. ал-Фихрист. С. 209–211.
35
‘Абд Аллах ибн Мукаффа‘ (ум. 142 г. л.х./759 г.) – один из величайших арабских писателей и первый, кто перевёл «Логику» Аристотеля после возникновения ислама. Одна из самых известных его работ – перевод «Калилы и Димны» с персидского языка на арабский.
36
Йахйа ибн Халид (ум. 190 г. л.х.) – учитель и наставник Харуна ар-Рашида. Первый, кто написал комментарии к «Альмагесту».
37
Халил ибн Ахмад Фарахиди – великий арабский филолог и литератор. Основатель науки ‘аруд. Умер в 170 г. л.х.
38
Кулсум ибн ‘Амр ‘Аттаби – поэт и прозаик эпохи Аббасидов. Его самые известные произведения – «ал-Адаб» («Литература»), «ал-Хийал» («Воображение») и «ал-Аджвад» («Великодушные»). Покинул этот мир в 220 г. л.х.
39
ал-Махасин ва ал-аддад. С. 13–14.
40
Некоторые из перечисленных трактатов приводятся в сборнике «Раса’ил ал-Джахиз», который далее будем называть «Раса’ил».
41
См.: Фаррух, ‘Умар. Тарих ал-адаб ал-‘араби. Т. 2. С. 315–316.
42
Книга «ал-Махасин ва ал-аддад» очень схожа по своей лексике и стилистике с другими сочинениями Джахиза, в частности с книгой «ал-Хайван». В некоторых её фрагментах, например, при описании книги (С. 17–23) встречаются точно такие же фразы, которые употреблены в «ал-Хайване» (Т. 1. С. 51 и 60). Поэтому вполне вероятно, что, по крайней мере, некоторые фрагменты этого труда написаны Джахизом.
43
Абу Мухаммад ‘Абд Аллах ибн Хамуд аз-Зубайди ал-Андалуси. Со ссылкой на: Суйути, Джалал ад-Дин. Табакат ан-нухат. С. 282.
44
Да’ират ал-ма‘ариф ал-исламийа. Т. 6. С. 238; Мусахиб, Гулам-хусайн. Да’ират ал-ма‘арифи фарси. Т. 1. С. 717.
45
Подробнее о несогласии Джахиза с воззрениями Аристотеля см.: ал-Хайван. Т. 1. С. 185; Т. 4. С. 227; Т. 5. С. 541 и Т. 7. С. 37 и 97.
46
Взгляды Джахиза на «действие» будут проанализированы в следующих разделах.
47
ат-Тарби‘ ва ат-тадвир. С. 14; ал-Хайван. Т. 1. С. 207.
48
ал-Хайван. Т. 6. С. 35–37.
49
Джахиз пишет об этом: «Ничто не губит людей так, как вольное толкование». ал-Хайван. Т. 6. С. 61; Т. 1. С. 206.
50
Указ. соч. Т. 6. С. 65, 89 и 105.
51
Некоторые современники Джахиза считали объективность его главным качеством. См.: ал-Фанн ва мазахибуху фи ан-наср ал-‘араби. С. 63–64.
52
Pellat Ch. The Life and works of Jahiz; Translations of Selected Texts, Berkeley CA, University of California Press, 1969. P. 38.
53
Подробнее см.: Аййуб, Ибрахим. ат-Тарих ал-‘аббаси. С. 263–276; Худари Бик, Мухаммад. ад-Давлат ал-‘аббасийа. С. 231–241; Амин, Ахмад. Духа ал-ислам. Т. 1. С. 353–386.
54
Ибн ал-‘Имад, ‘Абд ал-Хайй. Шазарат аз-захаб. Т. 2. С. 121; Му‘джам ал-му’аллифин. Т. 8. С. 7; Машкур, Мухаммад Джаввад. Фарханги фираки ислами. С. 133; Шахристани, Мухаммад ибн ‘Абд ал-Карим. ал-Милал ва ан-нихал (Религия и секты). Т. 1. С. 87–89.
55
Некоторые сочинения Джахиза посвящены его му‘тазилитским воззрениям, в том числе «Халк ал-Кур’ан» («Сотворённость Корана»), «ал-Имама» («Имамат»), «ал-И‘тизал» («Обособление»), «Макала фи усул ад-дин» («Трактат об основах религии»), «Назм ал-Кур’ан» («Строй Корана»), «ал-Истита‘а» («Способность») и «ал-‘Усманийа» («Османы»). Отстаивая правоту му‘тазилитского учения, он написал книгу «Фадилат ал-му‘тазила» («Достоинства му‘тазилитов»). Подробнее о его идеологических взглядах см.: Ибн Асир ал-Джазри, ‘Изз ад-Дин ‘Али. ал-Лубаб фи тахзиб ал-ансаб. Т. 1. С. 248–249; Сам‘ани, ‘Абд ал-карим ибн Мухаммад. ал-Ансаб. Т. 3. С. 163.
56
Джахиз пишет: «И не будет мутакаллим вбирать в себя все стороны калама, не преуспеет в этом искусстве и не заслужит главенства, пока не вберёт в себя из религии столько же, сколько он вобрал из философии. А учёным у нас считается тот, кто совмещает их, и прав тот, кто следует единобожию и отдаёт всему то, чего они заслуживают». ал-Хайван. Т. 2. С. 134–135.
57
Тарих ал-адаб ал-‘араби. С. 581.
58
ал-Хайван. Т. 3. С. 303; Т. 5. С. 406; Т. 7. С. 36.
59
Указ. соч. Т. 1. С. 30; Т. 3. С. 371 и 541; Т. 4. С. 34–35; Т. 6. С. 447; Т. 7. С. 45 и 254.
60
Указ. соч. Т. 1. С. 19; Т. 3. С. 329; Т. 5. С. 417; Т. 6. С. 313.
61
Джахиз пишет: «Я удивляюсь стаям птиц и косякам рыб, ведь некоторые из них возвращаются в Тигр Басры из далёких морей в поисках
62
Шахристани, Мухаммад ибн ‘Абд ал-Карим. ал-Милал ва ан-нихал. Т. 1. С. 89.
63
См.: ал-Хайван. Т. 3. С. 537; Т. 5. С. 148 и 165; Т. 6. С. 134.
64
Указ. соч. Т. 2. С. 120.
65
Подробнее об опытах Павлова И.П. см.: Lectures on Conditioned Reflex.
66
Дийф, Шауки. ал-‘Аср ал-‘аббаси ас-сани. С. 610.
67
ал-Хайван. Т. 4. С. 98.
68
Указ. соч. Т. 1. С. 26–32; Раса’ил. С. 138.
69
ал-Хайван. Т. 2. С. 146.
70
«А разница заключается в могуществе и способности. В наличии могущества заключается наличие разума и знаний, а в их наличии не обязательно заключено наличие могущества». ал-Хайван. Т. 5. С. 542–543.
71
«Всевышний Аллах оказал честь джиннам, превознося их над животными и зверьми тем, что даровал им могущество, которое свидетельствует об их разуме и знаниях». Указ. соч. С. 543.
72
Там же.
73
В качестве примера можно указать вышеприведённый случай с реакцией собаки на заточку ножа.
74
Указ. соч. Т. 2. С. 145–147.
75
Указ. соч. С. 147–148.
76
Раса’ил. Т. 1. С. 90.
77
ал-Хайван. Т. 2. С. 98.
78
Указ. соч. Т. 6. С. 71.
79
Из слов Джахиза следует, что причина грубого и высокомерного отношения господ к рабам заключается в тех физических наказаниях и психическом давлении, которые они перенесли, когда сами были рабами. Это напоминает теорию о «комплексе неполноценности», выдвинутую психологами относительно недавно.
80
ал-Хайван. Т. 6. С. 71–72.
81
Раса’ил. Т. 1. С. 80.
82
Там же.
83
Там же.
84
ал-Хайван. Т. 1. С. 42.
85
Указ. соч. С. 43.
86
Указ. соч. С. 43–44.
87
Там же.
88
Раса’ил. Т. 1. С. 80.
89
Там же.
90
ал-‘Усманийа. С. 267.
91
Раса’ил. Т. 1. С. 103.
92
ал-Хайван. Т. 1. С. 212–213.
93
Там же.
94
«Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле». Коран, 45:13. Перевод Э.Р. Кулиева.
95
ал-‘Усманийа. С. 257.
96
ал-Хайван. Т. 5. С. 201.
97
Раса’ил. Т. 1. С. 76; ал-Хайван. Т. 1. С. 141.
98
ал-Хайван. Т. 1. С. 141.
99
Раса’ил. Т. 1. С. 59 и 63.
100
Раса’ил. Т. 1. С. 112.
101
Указ. соч. С. 225.
102
ал-Хайван. Т. 5. С. 201.
103
ат-Тарби‘ ва ат-тадвир. С. 100.
104
Указ. соч. С. 86.
105
Раса’ил. Т. 1. С. 208–209.
106
ат-Табассур би-т-тиджара. С. 30; Раса’ил. Т. 2. С. 112–113; ал-Хайван. Т. 4. С. 441.
107
Манихейцы – последователи Мани. Некоторые называют его пророком и Параклетом, о пришествии которого благовествовал сам пророк ‘Иса (мир ему). Его религия представляет собой смесь зороастрийских и христианских учений. Он был казнён во время правления Бахрама ибн Шапура. Его последователей также называют «манавиты», «хирнаниты» и «‘инаниты». См.: Ибн Надим, Мухаммад ибн Исхак. ал-Фихрист. С. 456–474.
108
Это мнение основано на учении манихейцев о двух началах – добре и зле, или свете и мраке. Они считают, что все создания делятся на десять элементов, одна половина которых светлые и благие, а другая – тёмные и злые. Люди же состоят из этих элементов, и в каждом из них преобладает либо доброе, либо злое начало. ал-Хайван. Т. 4. С. 441–442. ал-Фихрист. С. 456–474.
109
ал-Хайван. Т. 4. С. 442.
110
Джахиз пишет об этом: «Клянусь своей жизнью, глаза ошибаются, и органы чувств обманывают, и поэтому твёрдое решение принадлежит интеллекту, а верное разъяснение – разуму, ибо он есть бразды для органов и мерило для чувств». ат-Тарби‘ ва ат-тадвир. С. 14.
111
ал-Хайван. Т. 1. С. 207.
112
Раса’ил. Т. 2. С. 112; ат-Табассур би-т-тиджара. С. 30.
113
В начале раздела об органах чувств было сказано, что некоторые люди, в частности последователи Мани, считают, что ощущения могут иметь разную природу происхождения, т. е. они бывают добрыми или злыми, и ввиду своей различности и противоречивости не взаимодействуют. Но Джахиз убеждён в том, что они вполне взаимодействуют между собой и что манихейцы неправы.
114
Раса’ил. Т. 2. С. 112–113.
115
ал-Хайван. Т. 1. С. 207; ат-Тарби‘ ва ат-тадвир. С. 14.
116
Указ. соч. С. 86.
117
«Все органы чувств являются путеводителями сердца и его свидетелями». Раса’ил. Т. 2. С. 112.
118
ат-Тарби‘ ва ат-тадвир. С. 87; ал-Хайван. Т. 4. С. 82.
119
ат-Тарби‘ ва ат-тадвир. С. 35.
120
Слово «сомнение» в вышеприведённом значении не совсем правильно или не вполне привычно. Потому что оно, как правило, употребляется в тех случаях, когда вероятность правильности и неправильности чего-то равна и ни одна из сторон не кажется более предпочтительной. И это понятие не может быть делимым на степени. Возможно, слово «сомнение» в данном контексте употребляется в общем смысле и означает любую вероятность, кроме убеждённости. В таком случае вероятность можно делить на такие степени, как предположение, сомнение и подозрение.
121
ал-Хайван. Т. 6. С. 35.
122
«И потому знай, где следует сомневаться, и те состояния, которые приводят к нему, чтобы знать, где надо быть убеждённым, и те состояния, которые приводят к ней». Там же.
123
Указ. соч. С. 35–37.
124
Указ. соч. С. 36–37.
125
Раса’ил. Т. 1. С. 79.
126
ат-Тарби‘ ва ат-тадвир. С. 12.
127
Раса’ил. Т. 2. С. 112.
128
ал-Хайван. Т. 2. С. 97.
129
Указ. соч. Т. 4. С. 81.
130
Раса’ил. Т. 1. С. 261–269.
131
Указ. соч. С. 261.
132
Указ. соч. С. 269.
133
ат-Тарби‘ ва ат-тадвир. С. 72.
134
Указ. соч. С. 72–73.
135
ал-Хайван. Т. 2. С. 106.
136
ал-Хайван. Т. 2. С. 106.
137
Раса’ил. Т. 1. С. 37.
138
Указ. соч. Т. 1. С. 104.
139
ал-Хайван. Т. 1. С. 203.
140
Раса’ил. Т. 1. С. 76.
141
Указ. соч. Т. 1. С. 85.
142
Указ. соч. Т. 2. С. 107–108.
143
Указ. соч. Т. 1. С. 84–85.
144
Там же.
145
Там же.
146
Указ. соч. С. 85.
147
Указ. соч. С. 92.
148
ал-‘Усманийа. С. 47–48.
149
Указ. соч. С. 255.
150
«И нет ничего слаще, чем сила приказывать и запрещать, побеждать врагов и подчинять людей себе, и нет ничего радостнее, чем главенствовать и править. Потому что всё это доля духа, удел разума и часть души». ал-Хайван. Т. 2. С. 98.
151
Маджму‘ат раса’ил. С. 151.
152
ал-Хайван. Т. 2. С. 96–99.
153
Jahiz. [Min] Kitab al-Mu’allimin, in Rasd’il aUJdhiz, 4 vols, III, ed. e Abd al-Salam M. Harun, Cairo, 196579, III, 27–51/ in al-Mawrid, 7 (1978/4), 149–158.
154
Там же.
155
Mez, A. The Renaissance of Islam, London; 1937
156
Раса’ил. Т. 1. С. 77–78.
157
Коран, 17:72. Перевод Кулиева Э.Р.
158
Раса’ил. Т. 1. С. 77–78.
159
Джахиз считал воспитание настолько трудным занятием, что даже писал: «И нет на земле более тяжкого занятия для родителей, чем управление своими детьми». ал-Хайван. Т. 2. С. 94.
160
Указ. соч. С. 145–148.
161
Раса’ил. Т. 2. С. 244 и далее.
162
ал-Хайван. Т. 2. С. 105.
163
«Те, которые лишены знания, говорят: «Почему Аллах не говорит с нами? Почему знамение не приходит к нам?». Такие же слова произносили их предшественники. Их сердца похожи. Мы уже разъяснили знамения людям убежденным!». Коран, 2:118. Перевод Э.Р. Кулиева.
164
Коран, 9:69. Перевод Э.Р. Кулиева.
165
ал-Хайван. Т. 2. С. 105.
166
Указ. соч. Т. 4. С. 135.
167
Джахиз пишет: «О человеке надо думать то же, что и о его друге». Раса’ил. Т. 1. С. 49.
168
Там же.
169
Указ. соч. Т. 1. С. 204.
170
Указ. соч. С. 204–205.
171
Указ. соч. С. 206–207.
172
Указ. соч. С. 141.
173
Указ. соч. С. 201.
174
Раса’ил. Т. 1. С. 260–269.
175
ал-Хайван. Т. 1. С. 59–60.
176
Там же.
177
Раса’ил. Т. 1. С. 81; ал-Хайван. Т. 2. С. 82 и 88.
178
Указ. соч. Т. 2. С. 87–88.
179
Раса’ил. Т. 2. С. 97.
180
ал-Хайван. Т. 2. С. 88.
181
Священный Коран гласит: «Для вас в возмездии – жизнь, о обладающие разумом!». (Коран, 2:179. Перевод М.Н.О. Османова). В этом айате наказание преступников называется источником жизни.
182
ал-Хайван. Т. 2. С. 88.
183
Указ. соч. Т. 1. С. 55.
184
Рассказывая об обязанностях ученика, Джахиз пишет: «Самые полезные способы – это запоминание того, что изучено, записывание того, что преподавалось, и ожидание того, что будет преподаваться… И знай, что роль учёбы по отношению к заучиванию подобна роли заучивания по отношению к познанию». ат-Тарби‘ ва ат-тадвир. С. 103.
185
Указ. соч. С. 102.
186
Указ. соч. С. 103.
187
Раса’ил. С. 143–144.
188
ат-Тарби‘ ва ат-тадвир. С. 12.
189
ал-Хайван. Т. 1. С. 55.
190
Указ. соч. С. 59.
191
Указ. соч. С. 47.
192
Указ. соч. С. 56.
193
Указ. соч. С. 57.
194
Указ. соч. С. 51.
195
Указ. соч. С. 52.
196
Там же.
197
Указ. соч. С. 51.
198
Там же.
199
Указ. соч. С. 41.
200
Там же.
201
Указ. соч. С. 42.
202
Указ. соч. С. 55–56.
203
Указ. соч. С. 99.
204
Указ. соч. С. 60.
205
Указ. соч. С. 99.
206
Указ. соч. С. 86.
207
Указ. соч. С. 55–56.
208
Указ. соч. С. 88.
209
Джахиз сравнивает меж собой книгу и ребёнка и пишет: «Человек обольщается своей книгой больше, чем своим ребёнком. Потому что книга это проявление его сущности. И те недостатки, которые обнаруживают в ней другие, кажутся ему достоинствами». Указ. соч. С. 89.
210
Указ. соч. С. 88.
211
Указ. соч. С. 94.
212
Указ. соч. С. 89.
213
Указ. соч. С. 90.
214
Указ. соч. С. 91.
215
Указ. соч. С. 89–90.
216
Указ. соч. С. 90.
217
Указ. соч. С. 93–94.
218
Указ. соч. С. 37.
219
Указ. соч. С. 37.
220
Указ. соч. Т. 6. С. 280.
221
Под «Сифилом» имеется в виду Теофил ибн Тума, один из переводчиков трудов Аристотеля.
222
Халид ибн Йазид ибн Му‘авийа ибн Абу Суфйан. Был халифом в течение трёх месяцев. По словам Джахиза, он был сильным поэтом, прозаиком и проповедником и одним из первых, кто стал переводить на арабский язык книги по астрономии, медицине и химии. ал-Байан ва ат-табйин. Т. 1. С. 328.
223
ал-Хайван. Т. 1. С. 75–76.
224
Джахиз пишет: «Необходимо, чтобы он лучше всех знал язык, с которого переводит, и язык, на который он переводит, и при этом он должен знать их одинаково и в высшей степени». Указ. соч. С. 76.
225
Указ. соч. С. 78.
226
Там же.
227
Указ. соч. С. 75–77.
228
Указ. соч. С. 77.
229
Указ. соч. С. 76.
230
Указ. соч. С. 77.
231
Указ. соч. С. 77–78.
232
Указ. соч. С. 76.
233
Вот что пишет об этом сам Джахиз: «Каждый раз, когда мы встречаем человека, который разговаривает на двух языках, то находим, что он не безупречен в них обоих. Потому что они оттягивают друг друга. И как он может владеть двумя языками так же хорошо, как одним, ведь он имеет одну силу. Если он будет говорить на одном языке, то вся его сила будет направлена именно на его знание». Указ. соч. С. 76–77.
234
ал-Амин, ‘Аднан и др. ат-Тарбийа ва ат-та‘лим фи зилл ал-ислам. С. 67.
235
Мунир Муса, Мухаммад. Тарих ат-тарбийа фи аш-шарк ва ал-гарб. С. 34.
236
Об этом говорится в книге «Адаб ал-му‘аллимин» Ибн Сахнуна. См.: ат-Тарбийа фи ал-ислам. С. 358–360.
237
Тарих ат-тарбийа фи аш-шарк ва ал-гарб. С. 304.
238
Даг, Мухаммад и Хифз ар-Рахман, Рашид Уваймин. Тарихи та‘лим ва тарбийат дар ислам. С. 30.
239
Там же.
240
Тарихи та‘лим ва тарбийат дар ислам. С. 30.
241
Да’ират ал-ма‘арифи бузурги ислами. Т. 3. С. 666.
242
Да’ират ал-ма‘арифи бузурги ислами. Т. 3. С. 666.
243
По богословию он написал книгу «Усул ад-дин» (Основы веры), рукопись которой хранится в Рабатской библиотеке вакфов. По фикху он написал несколько книг, в том числе «ар-Рисала ас-Сахнунийа» (Сахнунов трактат), «Адаб ал-мутаназирин» (Этика полемистов) и «Навазил ас-сала» (Нарушения в молитве). Все эти книги хранятся в библиотеке университета ал-Азхар, Египетском доме книг и Библиотеке Каттани в Рабате. По истории он создал один труд в шести томах, а по житию святых угодников – один труд в двадцати томах.
244
Тарих ат-тарбийа фи аш-шарк ва ал-гарб. С. 304.
245
Указ. соч. С. 305.
246
ат-Тарбийа фи ал-ислам (Адаб ал-му‘аллимин). С. 363–366.
247
Указ. соч. С. 355–356.
248
См.: «Рисала Кабиси» в составе книги «ат-Тарбийа фи ал-ислам, ав ат-Та‘лим фи ра’й ал-Кабиси», а также в составе книги «Тарих ат-тарбийа фи аш-шарк ва ал-гарб».
249
ат-Тарбийа фи ал-ислам (Адаб ал-му‘аллимин). С. 360–365.
250
Тарихи та‘лим ва тарбийат дар ислам. С. 53.
251
ат-Тарбийа фи ал-ислам (Адаб ал-му‘аллимин). С. 352.
252
Указ. соч. С. 351.
253
Там же.
254
Указ. соч. С. 359–361.
255
Указ. соч. С. 359.
256
Указ. соч. С. 358.
257
Указ. соч. С. 336.
258
Указ. соч. С. 358.
259
Коран, 9:79.
260
ат-Тарбийа фи ал-ислам (Адаб ал-му‘аллимин). С. 358.
261
Указ. соч. С. 361
262
Там же.
263
Там же.
264
Указ. соч. С. 360–361.
265
Указ. соч. С. 361.
266
Указ. соч. С. 359.
267
Указ. соч. С. 361.
268
Там же.
269
Указ. соч. С. 3.
270
Указ. соч. С. 362.