Размер шрифта
-
+

Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 2 - стр. 52

3. По мнению Ибн Сахнуна, необходимо научить детей религиозным предписаниям, воспитать их согласно религиозной культуре и укрепить в них духовность, особенно любовь к богослужению, к мольбам и молитвам и т. п. Следует привить им религиозную этику и мораль, направлять ко всему благому и постоянно наблюдать за ними, чтобы они не отклонились от праведного пути.

Ибн Сахнун многократно подчёркивает необходимость обучения детей религиозным нормам такими словами, как «потому что это их религия»[254], и считает религиозное воспитание одной из главных задач учителя. Следующая цитата из его трактата ясно показывает цель религиозного воспитания и образования: «Учитель должен научить детей исламской этике и культуре, потому что возложенная Аллахом на него обязанность заключается в их назидании и наблюдении за их положением»[255].

Обязанности учителя

По мнению Ибн Сахнуна, на учителя возложены важные обязанности и он должен исполнить свою роль в воспитании и образовании детей наилучшим образом. Обязанности его делятся на две категории:

1. Обязанности, которые берут начало в учебных задачах и которые учитель должен соблюдать, даже если это не оговорено между ним и попечителями детей. Например, обучение Корану, проверка домашнего задания и т. п.

2. Обязанности, которые учитель взял на себя, договорившись с попечителями. Это, например, обучение поэзии, арифметике и т. п.

Ибн Сахнун разъясняет обязанности учителя с точки зрения фикха, перечисляет то, что он должен совершать или не совершать, и разъясняет дозволенные и недозволенные действия, связанные с воспитанием и образованием детей.

С точки зрения Ибн Сахнуна, учитель обязан заниматься и обучением детей, и их воспитанием. Он не должен думать, что его обязанность заключается в обучении, а воспитание его не касается. Ибн Сахнун назвал свой трактат «Адаб ал-му‘аллимин», но наряду с вопросами об образовании, он поднимает также вопросы о воспитании, в особенности о религиозном воспитании. Это означает, что учитель является также воспитателем, и потому он должен совмещать обучение и воспитание, а не разъединять их.

Итак, рассмотрим самые главные учебно-воспитательные обязанности учителя с точки зрения Ибн Сахнуна. Он делит их их на две основные группы.

Первая группа – это учебно-воспитательные темы, которые он должен преподавать или избегать. Ибн Сахун определяет их следующим образом:

1. Одна из главных обязанностей учителя – обучение правильному чтению Священного Корана, чтобы дети могли читать его наилучшим образом[256].

2. Обучение арифметике, поэзии, грамматике и каллиграфии

Страница 52