Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 2 - стр. 30
Следовательно, в подобных случаях присутствуют и такие мотивы, как гнев и ярость, опьянение, молодость и неопытность, ревность и безрассудство, тщеславие и жестокость. Эти мотивы могут быть очень сильными и превосходить религиозные.
Джахиз считает, что не только воля и намерение, но и осведомлённость и осознанность влияют на ценность действия. Знание позволяет человеку действовать осознанно и добровольно. Действие, которое совершается без принятия во внимание его положительности или отрицательности, не заслуживает одобрения или порицания. Всевышний Аллах награждает или наказывает человека, исходя из его знаний и намерений. Ибо Он превыше того, чтобы наказывать того, кто ослушался Его по принуждению или неведению, или же награждать того, кто ненамеренно и неосознанно совершил нечто, соответствующее Его повелению[149].
Удовольствие и счастье
Некоторые люди видят удовольствие только в здоровье, богатстве, роскоши и т. п., потому что они не знают иных удовольствий, кроме чувственных. Джахиз пишет, что душевные удовольствия намного выше чувственных наслаждений. Например, то душевное удовольствие, которое человек получает, управляя людьми и запрещая или разрешая что-либо своим подчинённым, намного больше и выше, чем наслаждение, получаемое органами чувств[150]. Поэтому человек готов преодолевать множество трудностей и отказываться от многих чувственных наслаждений, чтобы добиться удовольствия от главенствования[151].
Таким образом, из сочинений Джахиза можно заключить, что счастье, по его мнению, – это достижение душевных удовольствий и совершенных знаний, потому что знание истин приносит настолько сильное удовольствие, что ни одно чувственное наслаждение и близко к ним не стоит[152].
Глава четвёртая
Воспитание и обучение
Яркая жизнь Джахиза, отразившаяся в его многочисленных трудах, была доказательством постоянного поиска – поиска знаний. Такой процесс оставался характерной чертой всего огромного спектра исламского благочестия, и на нём крепилаось концепция образования ислама в целом. В каждом своем сочинении Джаихиз затрагивал тему образования, его необходимости и системности. Во введении к книге «Китаб ал-Муаллимни»[153] он делает акцент на письменности, повлиявшей на всю человеческую цивилизацию. Ученый считал, что эта способность человека является средством сохранения ценностей и трансформации знаний. Без способности фиксировать знания, т. е. без умения писать, «мы потеряли бы нить событий прошлого и не владели бы знаниями предыдущих поколений». Учитывая это, он подчеркивал, что: «Бог дал способность писать и считать, а также и самих учителей, и доверил им передать нам знания, которые мы имеем». И далее, считал, что благодарность учителям приравнивается к благодарности Богу, т. е. тому, кто передал нам написанное слово. Такой сильной метафорой Джахиз представляет своим читателям учителей как орудия Бога. Тем самым он создает отношение искреннего уважения к профессии учителей, которых он представлял как людей знания, честных и трудолюбивых. Он пишет о том, что настоящий учитель страдает, когда его ученики не показывают ожидаемого от них прогресса. Т. е. родители не должны винить учителей, когда ребенок не усваивает материал. Вместо этого они должны заново оценить интеллектуальные возможности своего потомка