Размер шрифта
-
+

Сокровище русской истории. Библиотека Ивана Грозного - стр. 24

Резонны ли были рассуждения Э. Тремера, сейчас трудно установить доподлинно. Известно, что знаток московской старины академик И.Е. Забелин отрицал факт того, что про церковь Воскрешения Лазаря «забыли». Она не была забыта, а просто использовалась для хозяйственных нужд, и ещё в 1830-е годы в помещении церкви, как в сарае, складировались дрова. Об этом учёный писал в своей статье «Подземные хранилища Московского Кремля», опубликованной в 1894 году в московском журнале «Археологические известия и заметки». По его словам, он в то время занимал казённую квартиру на территории Кремля, рядом с церковью Рождества Богородицы, и прямо под этой церковью была другая – Воскрешения Лазаря, в которой в 1838 году И.Е. Забелин и хранил дрова.

Но вернёмся к нашей истории. Сам Э. Тремер поиски не продолжил и в августе 1891 года покинул Россию. В чём была причина отъезда – нам не известно. Но уезжал он с надеждой. «Наука поздравит Россию, если ей удастся отыскать свой затерянный клад», – это его слова, сказанные напоследок. Более в Москве он так и не появился.

Визит Э. Тремера в Россию был небесполезным. Всколыхнулось русское научное сообщество. Пробудился интерес к загадке отечественной древности.

А ЧТО ЖЕ РУССКИЕ УЧЁНЫЕ?

Во время своей поездки в Россию Эдуард Тремер не мог обойти вниманием отношения русских учёных к вопросу о загадочной царской библиотеке. Оказалось, что они её поисками никогда не занимались и в их трудах Тремер нашёл лишь редкие упоминания о ней. В написанной Н.М. Карамзиным за более чем полвека до прибытия в Москву Тремера «Истории государства Российского», которую немецкий гость назвал «превосходной» и «достойной удивления», есть лишь краткое упоминание о драгоценных книгах великих князей и отсутствуют какие-либо предположения о том, куда те книги затем пропали. Да ещё немногим позднее Н.М. Карамзина преподаватель Московского университета И.М. Снегирёв, историк, археолог и этнограф, в своей книге «Памятники московской древности», сославшись на сообщение Н.М. Карамзина о великокняжеской библиотеке, высказал предположение о том, что книги из неё в дальнейшем поступили в Патриаршью (позднее стала Синодальной) библиотеку. Но этому предположению, как мы уже знаем, Э. Тремер в ходе своих поисков в библиотеках не нашёл. Да и сам И.М. Снегирёв впоследствии, как упоминал Э. Тремер, «усомнился в справедливости своих предположений».

Будучи в Москве, Э. Тремер общался с русскими историками, своими современниками. Среди них был, например, уже упоминавшийся такой авторитетный специалист по отечественной истории и истории её столицы, как академик И.Е. Забелин, позднее написавший интереснейшую книгу «История города Москвы», и который когда-то был лично знаком с И.М. Снегирёвым. По свидетельству Э. Тремера, отечественные учёные скептически относились к идее поиска книг царской либереи.

Страница 24