Сокровище русской истории. Библиотека Ивана Грозного - стр. 23
Поиски не дали ожидаемых результатов. Но Э. Тремер не отчаялся. Изучив дополнительно имевшиеся в его распоряжении материалы, он предположил, что искать надо было не в восточной части Теремного дворца, а к западу от него. В церкви Воскрешения Лазаря или под ней.
С давних самых пор, когда ещё никаких каменных дворцов не было, а были деревянные терема, к тем покоям примыкала деревянная же церковь Воскрешения Лазаря. В 1393-1394 годах на её месте построили каменную. Это был заказ вдовы князя Дмитрия Донского княгини Евдокии. Новая церковь на долгие годы стала домовым храмом великих княгинь. В 1479 году храмовые своды обрушились. Предполагают, что это случилось при большом пожаре. Но в 1514-1518 годах итальянский архитектор Алевиз Новый надстроил церковь, используя уцелевшие при обрушении стены, и теперь конструкция сооружения изменилась. Древняя церковь Воскрешения Лазаря оказалась внизу, в подклете нового храма, стала его частью, а над нею теперь вознеслась церковь Рождества Богородицы. Впоследствии она перестраивалась. А церковь Воскрешения Лазаря постепенно перестала использоваться, вход в неё замуровали и на какое-то время о ней якобы попросту … забыли. Даже существует вот какая легенда. В 1838 году начались работы по возведению Большого Кремлёвского дворца. В этот комплекс должен был быть включён и Теремной дворец. Когда рабочие, которым надо было устроить лестницу в нижней части Теремного дворца, сделали пролом в стене, они неожиданно для себя увидели помещение, о существовании которого никто даже и не догадывался. Массивные каменные своды, древние белокаменные стены и столпы – два круглых в плане, два квадратных, ниши в стенах… Помещение было завалено мусором, здесь нашлись даже старые бочки с дёгтем. И якобы потребовалось некоторое время для того, чтобы понять, что же это такое. Оказалось – забытая церковь Воскрешения Лазаря. Сегодня это самое древнее сооружение на территории Москвы. Более древнего попросту нет. И именно здесь и следовало искать, как наметил Э. Тремер.
Он знал о том, что церковь эта древняя. Ему рассказывали о том, что её надолго «потеряли», попросту забыли о её существовании, потому что она была скрыта надстройками и пристройками более позднего времени. И точно так, как забыли о самой церкви, могли забыть и об укрытой где-то в ней царской библиотеке.
Как в связи с этим мог рассуждать Э. Тремер? Что при Иване Грозном, что при его отце Василии III, что при его деде Иване III великокняжеские терема, а именно жилые покои, тогда ещё деревянные, стояли как раз на месте построенного уже после смерти Ивана Грозного Теремного дворца, и вместе с другими постройками, отдельные из которых уже возводились из камня, составляли комплекс Государева двора. К деревянным жилым покоям примыкала каменная церковь Рождества Богородицы, а где-то под ней должна быть тоже каменная и совсем древняя церковь Воскрешения Лазаря, и такое её расположение идеально соответствовало описанию пастора Веттермана. Когда уже в более поздние времена возводили каменный Теремной дворец, он вобрал в себя и каменные постройки прежних эпох. В том числе и те, которые находились под землёй. И это тоже перекликалось с оставленными Веттерманом сведениями. Ведь пастор сообщал, что книги находились в подземном хранилище, которое не вскрывалось сто или даже более лет. Конечно, про сто лет – это, вероятно, преувеличение, ведь отец Ивана Грозного показывал книги Максиму Греку, то есть всего за несколько десятилетий до Веттермана, но сама мысль, за которую зацепился Э. Тремер, была понятна: пастор говорил о том, что книги сохранялись в каком-то древнем подземелье, это было какое-то подземное сооружение, построенное давным-давно. Вот Э. Тремер и предположил, что искать надо под церковью Воскрешения Лазаря.