Сказания хори-бурят. Девятый том - стр. 47
Это было большим событием для всего Тибета и Монголии. Лхарамбы – знатоки философии – были известны во всем Тибете, но в Бурятии еще не было своих философов. Говорят, когда он вышел для экзаменационного диспута, то в его шантапе (нижнее одеяние) была дырка, сквозь которую виднелись его голые ноги. В Тибете было очень холодно, и все носили нижние внутренние одежды из шкур: только тогда можно было сидеть зимой на земле. Это значило, что даже нормальной одежды у него не было. Родина была далеко, помогать было некому.
НАПАРНИК У ВЫСОКИХ ЛАМ В ГОМАНЕ
Не бойтесь ошибок, поскольку без ошибок не приходит мудрость.
«Полезные советы», Пандэ-лама.
Монастырь Дрепунг Гоман имеет особое значение для бурят, монголов и калмыков, хотя всех их называют одним словом – «согпо», то есть «монголы». Слово это произошло из слога «сог» – «лопатка» и «по» – суффикса, обозначающего личность.
Среди тибетцев этот монастырь раньше был даже известен как «монгольский», потому что в нем училось большинство монголов и бурят, пришедших в Тибет из далеких северных краев, и многие из них прославились своей ученостью и мастерством в проведении философских диспутов. С тех пор на службу монгольским и бурятским монахам, даже новичкам, можно приходить в головном уборе, тогда как тибетским монахам для этого сначала надо стать геше.
В монастыре Гоман существовал обычай. Когда каждый курс, изучающий философию, после восьми лет обучения становился курсом, изучающим праджняпарамиту, то из этого курса выходил на публичные диспуты самый известный лама-тулку, и напарником он обязательно брал одного из монгольских монахов, которые, как правило, были самыми образованными на своем курсе. И вот этот высокий лама должен был показать свои знания и делал он это четырежды в течение года.
Осенью, ближе к зиме, в монастыре проходит Ценпуд дамжа – всенощный диспут. Лама-тулку садится на пьедестал со своим напарником и за ночь отвечает на все вопросы, которые задают ему учителя, настоятели и другие монахи. Также в это время проходит Ума дуйчен – так же на всю ночь.
Раз в году проходят публичные диспуты между монастырями Гоман и Лосалинг под названием «Цоглан», когда по одному монаху с каждого монастыря защищают честь своих монастырей. До этих событий участвующий в этих дебатах лама-тулку берет своего напарника и направляется в соседний монастырь, где должен доказать свои знания. Тем самым показывая, что является достойным соперником. Обычно это происходит летом.
Весь этот курс, заканчивая зимой изучение праджняпарамиты, проходит показательные экзамены, и главный лама-тулку вместе с тем же напарником отправляется ко всем пятнадцати курсам для диспутов.