Размер шрифта
-
+

Сказания хори-бурят. Девятый том - стр. 49

Поехал как-то выпускник Агинского философского факультета в Монголию. Не так уж много книг он изучил, по философским меркам, а вот сборник Мани Габум знал наизусть. Много диспутов он выдержал в Гандане. Никто не смог его одолеть. Когда он уезжал, сказали ему на прощание:

– Хороший у тебя ум, подвижный, живой. Только жаль, что мало книг ты изучил.

Под словом изучил надо понимать – выучил. Так как в декламации текстов авторитетных учителей они его превзошли. Когда наш герой вернулся в родной монастырь, то, естественно, спросили у него об уровне подготовки за границей.

– У монголов очень хорошая память, знают тысячи книг наизусть, жаль, не понимают они их настоящий смысл. Я вот только одну книгу выучил и смог всех победить в диспуте.

– Как интересно, а что за книга?

– Мани Габум!

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ДИСПУТА В ЛАВРАНЕ

Лишняя уверенность в завтрашнем дне приносит огорчения.

«Полезные советы», Пандэ-лама.

Когда я впервые попал в монастыре Лавран Дашичил на публичный диспут, то заметил его очень ожесточенный накал. Особенно у двух монахов в красных одеяниях, в углу, которые яростно спорили о разных путях просветления. Так они спорили до трех часов ночи и разошлись, не решив, кто же победил в споре. Когда один из монахов заходил к себе в ограду, из темноты кто-то ударил его по голове и добавил:

– Зато теперь я взял верх!

На следующий день они перед всем монастырем делали простирания в знак наказания. Старые ламы подшучивали над ними и приговаривали про себя:

– Драться не подобает монахам, хорошо хоть ради получения знаний!

На ежедневных занятиях по диспуту монахи упражняются в парах, экзамен же сдается перед всей монашеской общиной, когда всякий, кто хоть сколько-нибудь поднаторел в искусстве философского диспута, имеет право проверить на прочность знания экзаменуемого по теме, пройденной в данном учебном году. Когда же испытуемый сдает финальный экзамен на звание геше – доктора буддийской философии, – все, от новичков и заканчивая самыми опытными буддийскими философами, могут задать вопрос по любой из тем многолетнего курса обучения.

ДАВА-САМБУ В ГУМБУМЕ

Старайтесь всегда быть оптимистами для улучшения своего иммунитета.

«Полезные советы», Пандэ-лама.

Упор на умение отстаивать свою позицию не означает, что монахи изучают некую догму, которую необходимо защищать от любых возможных нападок и возражений. Скорее, диспут – это напряженный критический анализ сути вещей, в котором не последнюю роль играет воображение оппонентов. В диспуте человек учится делать свои собственные выводы и проверять на правомерность и логику как свои личные утверждения, так и утверждения своих оппонентов. Разумеется, при изучении и интерпретации материала монахи полагаются на знания и опыт признанных буддийских ученых и наставников своего монастыря. В их распоряжении труды и комментарии великих буддийских Учителей, тексты, признанные в данной традиции и, наконец, устные поучения старших монахов. Однако окончательные выводы человек должен сделать сам. Монастырский диспут не есть механическое повторение дебатов, имевших место в прошлом, но интеллектуальное упражнение, вовлекающее не только мыслительный процесс, но и все существо участвующего.

Страница 49