Сказания хори-бурят. Девятый том - стр. 48
Напарниками высоких лам-тулку на протяжении последних столетий выступали только монгольские и бурятские ламы, так как могли ответить практически на все вопросы.
ДВОЮРОДНЫЙ ДЕДУШКА БУДЫ-ЛАМЫ В АГИНСКЕ
В спокойную пору накапливайте внутреннюю силу.
«Полезные советы» Пандэ-лама.
Пассивное участие в дебатах и не заряженные особой энергетикой выступления ведущего и отвечающего абсолютно недопустимы для тибетской версии философского диспута – ученик должен быть максимально вовлечен в процесс. Особое напряжение создается в силу невероятно быстрого темпа, в котором проходят дебаты, ведь от участников требуется исключительная быстрота реакции: ведущий должен быстро формулировать вопросы, а отвечающий – без промедления отвечать. Ведущий не оставляет отвечающему ни минуты на то, чтобы проанализировать возможные аргументы и выдвинуть наиболее основательный довод. Колебания приравниваются к проигрышу.
Буда-лама, нынешний настоятель храма Калачакры в городе Улан-Удэ, рассказывал такую историю. Как-то до революции его двоюродный дедушка приехал на состязание по философским диспутам в Агинский дацан. Был он не только очень образован, но и обладал огромной физической силой. Во время диспута он так сильно притопнул ногой по полу, что сломал доску пятисантиметровой толщины. Его напарнику прошлось сразу сдаться, так как таких горячих участников диспута он еще не встречал в своей жизни.
БУРЯТ В ГАНДАНЕ И ЕГО ОТВЕТЫ С ПОМОЩЬЮ МАНИ ГАБУМА
В любой ситуации старайтесь извлекать максимальную выгоду, никогда не спешите.
«Полезные советы» Пандэ-лама.
Если бы диспут был простым повторением заученного материала, тогда бы монахи не могли проявлять такого энтузиазма и живой заинтересованности в исходе диспута, ибо результат был бы известен заранее. Однако страсти на диспуте порой разгораются не на шутку. Подчас, когда один ведущий оказывается неспособен доказать неправомерность утверждений защитника, другой монах яростно отталкивает его в сторону и, заняв его место, пытается предложить свой способ опровержения его доводов. Если же первый ведущий чувствует, что исчерпал далеко не все возможности разбить выдвигаемые защитником аргументы, он будет стараться изо всех сил избавиться от «конкурента». И, если не вмешается благочинный, который всегда присутствует и на учебных занятиях, и, само собой, на экзаменах, диспуты могут закончиться небольшой потасовкой. Монахи порой так увлекаются процессом диспута, что продолжают его до глубокой ночи. Благочинный покидает площадку для диспутов, монахи расходятся по своим домикам заучивать тексты, а несколько особо рьяных спорщиков продолжают свои бесконечные дебаты.