Сказания хори-бурят. Девятый том - стр. 46
И ввел в заблуждение оппонента, используя простонародные слова кочевников, которые не знал бурят, зато его поняли все остальные.
ПОЙДЕШЬ В ЛХАСУ?
Конец жизни – это смерть.
Конец удовольствия – это огорчение.
Конец накопления – это растрата.
Конец встречи – это разлука.
Конец духовного развития – это нирвана.
Конец мучения – это ведение.
«Полезные советы», Пандэ-лама.
Раньше в Тибете многие только приехавшие бурятские и монгольские ламы не понимали разговорного языка в быту, и поэтому им задавали вопросы в форме диспута:
– Основа диспута – ты. Идет ли сама основа в Лхасу?
Или же:
– Основа диспута – ты. Будет ли основа обедать?
На что сразу отвечали: «Дод». Что означает – «да».
СЕМЬ МОНГОЛЬСКИХ ГЕШЕ У ДАЛАЙ-ЛАМЫ
Временное удовольствие есть скрытое страдание.
«Полезные советы», Пандэ-лама.
Как-то собрал Его Святейшество Далай-лама у себя семь лучших монгольских геше для проведения мастер-класса диспута. Они целый день демонстрировали молодому правителю искусство диспута и свое мастерство. Далай-лама остался доволен и решил их отблагодарить:
– Я вижу, у вас одежда прохудилась, примите в благодарность за знания, приобретенные мной сегодня, новые одеяния.
– Не нужно нам подарков, мы уже счастливы, что улучшили свою карму тем, что поделились своими знаниями во благо всех живых существ, а лучше накормите нас, и мы уйдем довольные, – был ответ.
ПЕРВЫЙ ЛХАРАМБА ТЕНПА-ПХЭЛКЬИ
«На факультете Гоман обучаются почти все пришельцы из Монголии, из сибирских бурят и калмыков». Также в автобиографии Кенсура Агван-Нимы говорится, что «во всех монгольских монастырях правила обучения и нравы были заимствованы только из Тибета и следовали традициям тех тибетских монастырей и дацанов, из которых брали начало. Если из дацана Гоман, то следовали правилам Гомана. Эта традиция широко распространилась в Монголии».
«Цонкапа и его сочинение Ламрим Ченпо», Г.Ц.Цыбиков.
Первый бурятский монах, окончивший тридцатилетнее образование в Тибете, приехал на родину и зародил философскую школу Гелук
Лхарамба Тенпа-Пхэлкьи был родом из Санаги. Он прибыл в Тибет и поступил в Гоман, успешно учился и стал известен как один из самых глубоких знатоков буддийской философии в трех великих монастырях: Сера, Дрепунге и Гандене. Он участвовал в философском диспуте с Перчун Шамба ринпоче – держателем тайных учений линии Ламы Цонкапы. Он выдержал экзамены на традиционном празднике Монлам и первым получил степень геше лхарамбы.
А когда под Новый год он сдавал экзамены на степень лхарамбы, был крайне беден. По буддийскому обрядовому обычаю перед экзаменом он поднес на алтарь жертвенный хлебец «торма».