Размер шрифта
-
+

Разные картины мира. Интерьеры Индии, Китая, Японии - стр. 11

Ступы.Над частицами праха Будды, которые его почитатели унесли с собой, были сооружены курганы, обнесенные круговой оградой, – подобные тем, какие возводились над умершими знатнейшими особами. Эти курганы стали буддийскими святынями – ступами. По распоряжению императора Ашоки прах Будды из первых буддийских ступ был поделен на многие части, и эти священные частицы легли в основу новых ступ, построенных уже по всей Индии. Рядом в память о просветлении Будды сажали «священное» дерево бодхи. Эти ступы превратились в храмы под открытым небом. В дальнейшем ступы сооружали также над прахом почитаемых монахов и аскетов, располагая их вокруг главной.

Ступа представляет собой правильную полусферу, облицованную камнем, на ее вершине устроено небольшое помещение; венчает композицию шпиль с ярусами нанизанных на него «зонтов», уменьшающихся кверху. Гладкая полусфера ступы – это буддийский символ нирваны; помещение наверху – хранилище различных предметов в память о Будде; шпиль с зонтами подразумевал много символических прочтений. Паломники трижды обходили святой «курган» по часовой стрелке, опускались ниц, приносили жертвенные цветы – так традиционно почитались святыни. Обход происходил в пределах окружавшей ступу одной или нескольких оград с поставленными по четырем сторонам света воротами-торанами.

Одна из наиболее сохранившихся ступ – это Большая ступа в Санчи, созданная при императоре Ашоке; высота ее – 16,5 м, диаметр – 32,3 м (ил. 7). Сохранившиеся каменные ограда и ворота в Санчи были созданы в I в. до н. э., т. е. спустя два века после возведения ступы.


Ил. 7. Ступа в Санчи. III в. до н. э.


По своей конструкции торана в Санчи мало чем отличаются от все еще бытующих в Индии деревянных ворот: столбы по сторонам соединены тройной перемычкой. Ворота обильно украшают скульптурные рельефы, причем палитра изображений невероятно широкая: танцовщицы, слоны, львы, быки, павлины и другие различные существа, а также плоды, растения, различные символы – все тесно сосуществуют, являя изобилие щедрой и изменчивой природы.

В результате в Санчи парадоксальным образом соединяется два противоположных начала: ступа как антитеза всяким страстям, как символ нирваны, и торана, утверждающие изобилие бьющей через край жизни. Как будто аскетизм буддизма и плещущие чувственные земные радости не противоречат друг другу и каким-то непостижимым образом совмещаются в индийском сознании. Однако этот «парадокс» можно прочитать и по-другому: путь к нирване (ступе) лежит через обуздание в себе чувственных страстей, на которые так щедро бытие (проход через торана).

Страница 11