Размер шрифта
-
+

Разные картины мира. Интерьеры Индии, Китая, Японии - стр. 10

Древнейший буддизм – буддизм хинаяны («Малой колесницы») – основывался на «четырех благородных истинах»:

I. жизнь полна страданий;

II. источник страданий – желания;

III. отказ от желаний избавляет от страданий;

IV. Существует так называемый восьмеричный путь спасения, который ведет к прекращению страданий. Это срединный путь между любовью к себе, с одной стороны, и крайностями аскетизма, с другой. «Благородный восьмеричный путь», по словам ученика, слышавшего Будду, это восемь правил, включающие правильные позиции: 1) воззрение, 2) решение, 3) речь, 4) поведение, 5) образ жизни, 6) усилие, 7) припоминание и 8) медитация. Восьмеричный путь подразумевал достижение нирваны – состояния, при котором осознается полнота внутреннего бытия; это абсолютная отрешенность от внешнего мира: нет никаких желаний, только совершенная удовлетворенность и самодостаточность. При достижении нирваны прекращается цикл перерождений, что и есть полное освобождение от страданий и смерти.

Спустя 200 лет после смерти Будда почитался уже как бог, а его учение, наряду с другими религиозными верованиями, существовавшими в это время, стало религией.

В ряду индийских культовых сооружений появились буддийские монументальные стамбхи, ступы, пещерные храмы и пещерные монастыри. Все эти формы не были исключительно буддийскими и использовались также в других верованиях, но число буддийских превосходило все остальные. До нашего времени дошли культовые буддийские сооружения III в. до н. э., периода императора-буддиста Ашоки (правление 273–232 гг. до н. э.), вклад которого в индийскую культуру огромен.

Отметим, что ранний буддизм исключал антропоморфные (человекоподобные) представления Будды, тогда широко пользовались лишь буддийской символикой.

Стамбхи. Стамбха – это колонна, столб, увенчанный капителью, обычно лотосовидной, т. е. стамбха – сооружение без интерьера. От буддийского периода сохранилась капитель, которая некогда венчала стамбху, увековечившую место «первой проповеди» Будды. Это – так называемая Львиная капитель (III в. до н. э.), выполненная из песчаника, высотой 2 м (ил. 6).


Ил. 6. Львиная капитель. III в. до н. э.


В ней четыре льва установлены на цилиндрическом постаменте, который покоится на перевернутом лотосе; прежде над спинами львов возвышалась еще чакра – вращающееся колесо мироздания. Такие же чакры изображены на поверхности круглого постамента; между ними – буддийские символы сторон света, представленные в виде фигурок зверей: льва (север), лошади (юг), быка (восток), слона (запад). Львиная капитель как символ величия древнего государства

Страница 10