Размер шрифта
-
+

Разные картины мира. Интерьеры Индии, Китая, Японии - стр. 12

В таком случае очевидно, что в храме под открытым небом представлена и воплощена во времени и пространстве главная буддийская идея.

Чайтьи. Под чайтьями в Индии всегда подразумевались святые места: рощицы или одинокое священное дерево рядом с селением, или могилы предков, вождей, старейшин; согласно верованиям, в чайтьях обитали духи земли и местные божества. После смерти Будды многие его сподвижники стали переходить к оседлой жизни и селиться рядом с чайтьями. В период правления императора-буддиста Ашоки появились пещерные храмы, которые также получили название «чайтьи».

Можно предположить, что именно в это время возникло желание создавать храмы на века, не из недолговечных материалов, а из камня. Однако в Индии не добывали камень, не разрезали его на блоки, чтобы затем складывать из них сооружения, а стали сооружать храмы непосредственно в каменной скальной массе, убирая лишнюю породу. Возможно, в подобных храмах воспроизводилась структура привычных наземных. Сохранился целый ряд пещерных храмов, устроенных по одному принципу, одним из лучших считается чайтья в Карли (I в. до н. э.). Средства на строительство храмов, впрочем, как и после (на содержание), охотно жертвовали состоятельные буддисты. На фасаде храма высечено множество супружеских пар, которые, как считается, являлись жертвователями-донаторами (ил. 8).


Ил. 8. Донаторы на фасаде чайтьи в Карли. I в. до н. э.


Чайтья в Карли – это вырубленное в скале помещение протяженностью ок. 40 м (в литературе этот размер колеблется от 38 до 42 м), которое завершается полукруглой нишей. В нише, частично выступая вперед, находится храмовая святыня – ступа, также вырубленная из сплошной породы камня. Т. е. храм состоит из расположенного в глубине святилища со ступой и зала для молящихся перед святилищем (ил. 9).


Ил. 9. Чайтья в Карли. I в. до н. э.

1. Интерьер. 2. Разрез. 3. План


По сторонам зала два ряда массивных восьмигранных колонн поддерживают цилиндрический свод. Эти же колонны делят пространство чайтьи на три продольных части, при этом боковые части уподобляются узкому коридору, который огибает ступу. Колонны увенчаны высокими и объемными (как в стамбхах) скульптурными капителями, – в них на коленопреклоненных слонах восседают супружеские пары. Резьба – сочная, динамичная, особенно по контрасту с тщательно отполированным полом, стенами, а также поверхностью ступы. В чайтье царит полумрак. Источником света является килевидное окно на фасаде, первоначально заполненное деревянными орнаментированными решетками.

Вход в чайтью предваряет

Страница 12