Размер шрифта
-
+

Разные картины мира. Интерьеры Индии, Китая, Японии - стр. 13

(ил. 9.3/а/). Стены его сплошь (от пола до верха) покрыты скульптурным декором. Стоящие у подножия массивные фигуры священных слонов выполнены в столь высоком рельефе, что буквально «выступают» из стены в пространство вестибюля.

И вновь в одном памятнике последовательно воплощены, сменяя друг друга, две взаимоисключающие идеи: реальные земные радости – это объемная чувственная пластика, в разных своих ипостасях представленная на стенах вестибюля и в капителях колонн, и аскетизм, отказ от земных страстей, что передано отполированными, лишенными всякого декора поверхностями ступы, стен, пола. Как в композициях ступы и торана, можно предположить, что в этом противопоставлении закодирована буддийская истина: путь к нирване связан с отказом от страстей и желаний.

Чайтьи не были исключительно буддийскими храмами. Известно, что император Ашока и его преемники дарили пещерные храмы адживикам – представителям еще одного аскетического религиозного направления.

И ступы, и чайтьи свидетельствуют о присутствии в каменной архитектуре Индии буддийского времени архитектурной компоненты: колонны в чайтьях поддерживают свод, полусфера ступы устойчиво покоится на ровной площадке. В дальнейшем мировоззренческие представления изменятся, возникнет тенденция вернуться к старым богам, и тогда вновь усилится пластическое начало, так что архитектурная логика будет терять позиции.

В I в. н. э. распространяется более позднее буддийское учение, известное как буддизм махаяны («Большой колесницы») – путь к спасению многочисленных душ. Акцент с личного спасения сместился на жертвенную помощь другим. В махаяне объектами почитания становятся множество будд, а также бодхисаттвы, сознательно отказавшиеся от нирваны ради спасения людей, непосредственные их благодетели. С буддизмом махаяны связаны первые антропоморфные (человекоподобные) изображения Будды. В VIII в. в Восточной Индии возникнет еще «Колесница раската грома», которая, соединившись с местными обычаями, с XI в. распространится в Тибете под названием «Ваджраяна». Ее цель, как и у Махаяны, – обретение состояния Будды для блага всех существ, но другие методы.

Вихары. Рядом с пещерными храмами в скалах вырубали также пещерные монастыри – вихары. Примерно со II в. утверждается архитектурный тип вихары. Это квадратный в плане зал, в который открываются камеры-кельи; в кельях высекались каменные ложа. По мере роста численности монашеской общины число вихар увеличивалось, так что на протяжении столетий возникали целые пещерные комплексы.

Одним из таких комплексов является

Страница 13