Разные картины мира. Интерьеры Индии, Китая, Японии - стр. 15
Ил. 16. Скульптурные изображения на фасадах Аджанты
Украшения Аджанты демонстрируют, что эмоциональная составляющая индийского менталитета шаг за шагом отвоевывала пространство для выражения. Аскетизм буддизма терял свои позиции под напором набирающего силу ощущения щедрой неограниченности бытия. Это возрастающее чувство открывало дорогу древним богам и древним культам.
Возвращающееся ощущение полноты окружающего мира не преминуло сказаться на храмовой архитектуре. В IV в. возникает особый вид башнеобразного наземного храма, напоминающий своеобразно переработанную ступу, увенчанную буддийским шпилем с зонтами. Однако теперь всю поверхность храма покрывал скульптурный декор с изображением различных буддийских символов. Внутри – небольшое, почти не развитое пространство. Примером такого типа сооружений является посвященный Будде храм Махабодхи в Бодхгайе (или храм «Великого просветления», V в.), сохранившийся в сильно перестроенном виде. Первоначально это была высокая усеченная пирамида из девяти ярусов, установленная на высокой платформе с лестницей и увенчанная шпилем с зонтами. Ярусы храма украшали разнообразные пластические буддийские мотивы. Отдельные детали храма были ярко раскрашены.
Жилые интерьеры
Дворцы. В IV в. до н. э., появился политический и экономический трактат «Артхашастра»[5] – руководство к практической деятельности царя; его автор Каутилья – главный советник царя. В трактате, в частности, описано, каким должно быть устройство царского дворца. Реалистичность заложенных в трактате идей подтверждают поэтические произведения и раскопки археологов.
У всех потомков ариев главной стороной света считался север, далее по часовой стрелке: восток, юг, запад. Царский дворец располагался в северной части города. Это был комплекс из дворов разного назначения. Во дворце были подземные ходы, тайные проходы и лестницы в стенах.
В центре комплекса находились царские покои. Главными помещениями считались сокровищница и спальни, расположенные в каждом ярусе. Перед царскими покоями рекомендовалось разместить важнейшие дворцовые помещения: «для украшений», «для приемов», для наследника престола и для придворных чиновников. Рекомендовалось также иметь на случай опасности «пустой для входа и выхода столб». За царским жилищем следовало «обиталище женщин» с садом и водоемами. За женскими покоями надзирали воины. Отдельно помещались царские дети. Помимо этого, во дворце были помещения для жрецов и жертвоприношений, для омовения, для учителей, для казны, арсенал и др., а также