Размер шрифта
-
+

Разные картины мира. Интерьеры Индии, Китая, Японии - стр. 17

сидя на которой можно было предаваться любимой в Индии игре в кости; доска для этого и для других игр находилась тут же. Предполагалось, что горожанин упражняется в живописи: на стене на крючке рекомендовалось повестить «дощечку для рисования», рядом – «коробку с кисточками». Среди немногих предметов, упомянутых в этой комнате, были еще «какая-нибудь книга и венок из цветов желтого амаранта».

Особо подчеркнем, что индийцы во все времена очень любили цветы, цветущие кустарники и деревья, а также букеты, венки и гирлянды. Последними украшали интерьер, цветы подносили в храмах богам. Цветочные гирлянды продавались в лавках, наряду со сладостями, ароматным порошком и бетелем.

Места для различных занятий (для прядения, плотничания и др.) располагались отдельно.

На террасах размещали клетки с прирученными птицами.

Неподалеку от дома, в тени деревьев, устраивали «хорошо устланные качели» и специальное «сиденье на земле, покрытое цветами». Таким рекомендовалось в V в. н. э. быть жилищу горожанина.

Цитируемое руководство рассказывает о жизни состоятельного горожанина, сполна отдающегося радостям бытия и получающего от жизни наслаждение. В то же время каждый член буддийской общины принимал обет исполнять десять заповедей, седьмая из которых подразумевала воздержание «от танцев, музыки, пения и театральных представлений… от пользования гирляндами, благовониями, мазями и драгоценностями… от пользования высокой или широкой постелью».

Новобрахманский период. 750-е гг. – Новейшее время

Культовые сооружения

В конце концов, эмоциональная составляющая индийского характера, осознание причастности человека изобильной, щедрой и разнообразной природе бытия, победили аскетизм буддизма с его ограничительными догмами. Ведущее место занял индуизм, а наиболее популярными богами стали Кришна, Вишну и Шива. Это был возродившийся в преображенном виде брахманизм, так что стало возможным говорить о новобрахманском периоде. Буддизм превратился в особую секту индуизма, а самого Будду в ряде случаев стали рассматривать как десятое воплощение великого бога Вишну. Акцент сместился на эмоциональную сторону религии, основной ее идеей стала особая эмоциональная преданность божеству.

Это означало, что архитектурное начало отступило под натиском убранства, т. е. доминирующим стал пластический язык, что характерно именно для Индии, где существовала традиция работы с камнем, хотя использовались также живописные работы. Переходный момент очень точно воплотил скальный комплекс Эллора (VII–XII вв.), состоящий из

Страница 17