Размер шрифта
-
+

Разные картины мира. Интерьеры Индии, Китая, Японии - стр. 18

, состоящий из 17 индуистских, 12 – буддийских и 5 джайнских храмов. Самый замечательный и самый показательный в их ряду – центральный храм, посвященный Шиве, созданный в VIII в. С возрождением древних богов и культов стало считаться, что храмы воспроизводят здания из потустороннего мира; их форму жрецам и архитекторам открывали божества. Обителью бога Шивы считалась священная гора Кайлас. Отсюда название – храм Кайласанатха. Его не строили, а как огромную скульптуру «ваяли», вытесывая сверху вниз, убирая лишний камень (ил. 17). В результате образовался окруженный двором храм с каноническим интерьером. Длина храма 61 м, ширина 30,5 м и примерно такая же, как ширина, высота.


Ил. 17. Эллора. Индуистский скальный храм Кайласанатха. VIII в.

1. Общий вид. 2. План


В интерьере высечены святилище, зал для верующих, колонны, аркады. Поверхности внутри и снаружи украшает исключительно выразительный скульптурный декор, составленный из отдельных изображений и целых сцен (ил. 17).


Ил. 18. Скульптурный декор в интерьере храма Кайласанатха


Скульптурное убранство дополняет живопись (ил. 19).


Ил. 19. Росписи в интерьере храма Кайласанатха


Заметим, что строгие и простые росписи потолка и западного входа, выполненные в VIII в., являются знаменитыми произведениями Средневековья. К более позднему времени (XI в.) относится панно с изображением жемчуга, драгоценных камней, гирлянд, ожерелий и т. п.

Однако, наряду со скальными комплексами, в новобрахманской Индии в основном сооружаются наземные каменные храмы. Не вдаваясь в особенности различных архитектурных школ, сначала отметим главные их черты, а потом рассмотрим их на конкретном примере.

Итак, главные черты индуистского средневекового храма:

1. Сооружение приподнято на платформе и окружено прямоугольным двором. Как правило, оно ориентировано по оси восток–запад, вход с восточной стороны.

2. Центральным ядром храма является затененное (без окон) святилище, в нем скульптурное изображение божества, которому посвящен храм. Святилище связано с залом для верующих, известном как ма́ндапа. Порою ее дополняют несколько других храмовых помещений. Мандапе предшествует колонный портик. Впрочем, мандапа может быть и отдельным зданием, соединенным со святилищем переходным помещением.

3. Над каждой частью храма высоко вздымается башня шикхара, динамичных криволинейных очертаний; самая высокая – над святилищем. Благодаря шикхарам храм уподобляется огромному пластическому произведению.

4. Все части храма (и в интерьере, и снаружи) выглядят прочными и массивными.

Страница 18