Размер шрифта
-
+

Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) - стр. 36

решают задачу снятия фиксации на себе и выявляют способность видеть его, вызывают интерес, чувствительность к нему, что лежит в основе потребности в общении.

Например, игра «Радио», где ведущий описывает внешность ребенка, а другие должны угадать по данным особенностям, о ком идет речь. В игре «Запомни меня» дети делятся на пары, несколько минут смотрят друг на друга, по сигналу отворачиваются и по очереди описывают внешность «напарника».

Можно использовать приемы, которые представляют возможность независимого, случайного выбора: считалки, игры типа «Найди пару по цвету глаз».

Игры, направленные на взаимодействие на уровне эмоций развивают способность обращать внимание на эмоции, настроение другого ребенка. Основной центр данных игр – эмоции. Игры проводятся от изображения загаданной эмоции ребенка всеми детьми, например, в игре «Зеркало», к изображению одним ребенком эмоции, которую загадал другой («Телефон настроения»). Это помогает детям в понимании эмоций другого человека. Также игры проводятся в направлении от игр, где эмоция изображается только мимикой лица, к играм, где они изображаются всем телом. Например, в игре «Море волнуется», «Скульптура настроения» дети должны изобразить всем телом, «самую грустную», «самую добрую» или «самую сердитую» фигуры. Можно обсудить причины возникновения эмоций, схожие и различные.

Игры, направленные на понимание не только внешних особенностей, но и особенностей личности, способностей и возможностей сверстников. Задача подобных игр – развитие видения в сверстнике особенностей его личности, способностей, потребности и желаний. Сюда относятся игры, требующие внимания к особенностям сверстника, взаимопомощи, взаимопонимания, и игры, направленные на умение видеть и понимать желания и предпочтения другого. Игры проводятся в направлении от исполнения воображаемых ролей (например, таких как «волшебник», «садовник») к реальным («хвастуны», «помощники»).

Так, в игре «Волшебный чемоданчик» [3] все дети «дарят» одному ребенку подарки, которые, на их взгляд, он хотел бы получить. Вначале дети фиксируются на предметных подарках: кукла, игрушка, конфеты, цветы, затем в качестве подарков предлагаются волшебные предметы: волшебная палочка, которая исполняет желания, ковер-самолет и др. Были получены такие ответы, как: «Чтобы у тебя были друзья», «Чтобы ребята дружили с тобой», «Чтобы ты был добрым мальчиком, никогда не обижал никого», «Чтобы научился читать», «Чтобы учился на одни пятерки, даже без одной четверки» и др.

Игры, направленные на формирование когнитивного образа сверстника, способствуют пониманию внешних особенностей, эмоционального состояния, особенностей личности, интересов, предпочтений сверстников. Осознание детьми того, что наряду с различиями у них много общего (эмоциональные переживания, особенности личности, предпочтения, интересы, способности и т. д.) способствует формированию чувствительности к сверстнику.

Страница 36