Размер шрифта
-
+

Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) - стр. 35

Вторая линия – развитие произвольности и осознанности эмоциональной сферы ребенка в процессе взаимодействия с другими. Игры, направленные на развитие эмоциональной сферы, формирование сопереживания и эмпатии (от проигрывания сказочных персонажей к разыгрыванию реальных ситуаций). Игры на развитие эмоциональной сферы могут быть направлены от изображения сказочных персонажей к изображению реальных ситуаций. Здесь можно выделить несколько этапов работы.

Первый этап – знакомство с основными эмоциями: страх, радость, злость, испуг, отвращение, интерес.

Задача второго этапа – формирование у детей представления о причинах возникновения эмоций.

Третья линия была направлена на развитие произвольного поведения. Произвольное поведение характеризуется осознанностью и опосредованностью определенными правилами. Формирование осознанности и умение выполнять правила проходило сначала в сюжетной игре, затем в играх с правилами (от выполнения скрытых правил к выполнению открытых). Для реализации данных целей использовались такие игры, как: «Жужа», «Бульдог», «Мяч в кругу», «Салочки – выручалочки» и др. [3;6]. Сначала использовались игры, включающие 1–2 правила: «Пятнашки», «Липучка». Затем количество правил увеличивалось: «Салочки-выручалочки», «Жужа» и др.

Формирование детской компетентности (развитие сюжетно-ролевой игры и продуктивных видов деятельности) – четвертое направление психолого-педагогического сопровождения коммуникативного развития дошкольника.

Например, игра «Строители».

Описание игры: участвует большое число детей. Сначала происходит распределение ролей среди детей: строители, бригадир, архитекторы и водители. Раздаются рисунки с планом постройки. Архитекторы выбирают, какую постройку они будут возводить. Детям необходимо совместно организовать и свои действия, и действия других детей так, чтобы построить здание. Кто-то будет подвозить материалы, кто-то строить, кто-то следить за тем, что происходит.

Все перечисленные средства могут быть использованы для расширения возможностей формирования коммуникативной компетентности.

Модуль 2. Формирование адекватного образа сверстника.

Можно выделить игры, направленные на понимание внешних особенностей сверстника (внешность, одежда, эмоции) и на познание качеств личности, интересов, потребностей сверстников. Главное, что благодаря данным играм дети начинают понимать, что у них много общего (одни интересы, предпочтения, переживания в различных жизненных ситуациях).

Игры, направленные на формирование способности видеть и понимать внешние особенности сверстника,

Страница 35