Размер шрифта
-
+

Психоаналитические теории развития - стр. 72

Говоря вкратце, Кернберг предлагает теорию, в которой аффекты рассматриваются в качестве главной мотивационной системы ребенка; они организуются в либидинозные и агрессивные влечения в результате непосредственного взаимодействия с человеческим объектом, представляющим собой нечто большее, чем просто средство удовлетворения влечений. Ид, Эго и Супер-Эго формируются на основе представлений ребенка о себе и объектах, которые интернализируются под влиянием различных аффективных состояний. Эти состояния определяют характеристики того, что было интернализировано, например, определяют, будет ли Супер-Эго жестоким или будет ли Эго достаточно сильным, чтобы справляться с возникающими задачами.

По нашему мнению, положения Кернберга, касающиеся развития в раннем детстве, отражают ретроспективный подход, основанный на адультоморфических предубеждениях; они базируются на реконструкциях, сделанных в процессе лечения взрослых, страдающих тяжелыми нарушениями, и недостаточны для объяснения широкого спектра возможных переживаний ребенка и тех результатов, к которым приводит развитие. Например, с позиции Кернберга нельзя объяснить влияние на развитие ребенка реальных переживаний, противоположных интроекциям и фантазиям; точно так же нельзя объяснить различные последствия реакций матери на потребности подрастающего ребенка или различного влияния на развитие сходных патогенных переживаний у разных детей. Вместе с тем Кернберг прояснил значение юношеской влюбленности в аспекте развития и предпринял смелые и интересные попытки интегрировать и систематизировать основные аспекты теорий развития, разработанных рядом авторитетных авторов (1974а, 1974b, 1977, 1980b). В результате он устранил многие неясности и создал систему, которую могут использовать клиницисты, занимающиеся лечением взрослых пациентов с различными тяжелыми психическими нарушениями.

Ганс Лёвальд

Строго говоря, Лёвальд не является теоретиком в области объектных отношений, но он делает акцент на важности инстинктивных влечений и центральной синтезирующей роли Эго в контексте объектных отношений (1951, 1960, 1971). Он подчеркивает, что влечения и объекты не существуют отдельно друг от друга. Влечения организуют объектные отношения и, следовательно, реальность; вместе с тем объектные отношения и реальность организуют влечения. Лёвальд отвергает представление о влечениях как результате воздействия биологических стимулов на психический аппарат и вместо этого рассматривает влечения как создаваемые психическим аппаратом (1971, 1978). То есть, по его мнению, основная функция психического аппарата состоит в создании психических репрезентаций, наиболее примитивными из которых являются репрезентации удовольствия и неудовольствия. Таким образом, влечения, Эго и объекты создаются психикой в условиях взаимодействия матери и младенца, основанного на их первоначальном единстве. «Понимаемые как психические феномены, или репрезентанты, инстинкты проявляются в ранних организующих взаимодействиях матери и младенца. Они формируют самый примитивный уровень мыслительной деятельности и мотивации человека» (1978, р. 495). Следовательно, Эго как психическая структура возникает в результате взаимодействия детского организма с окружающими его людьми.

Страница 72