Размер шрифта
-
+

Поучения преподобных Оптинских старцев христианам, живущим в миру - стр. 4

Наконец, во всеоружии духовной силы вышел отец наш Лев на великое служение человечеству в Оптиной пустыни. Переселился он туда в 1829 году с учениками, среди которых был и будущий святитель Игнатий (Брянчанинов). Господь поставил угодника Своего насадить и возделать почти забытый уже на Руси образ монашеского жития – благодатное старчество. Душа старца была преисполнена великой любви и жалости к человечеству. Его исключительный ум, соединенный с прозорливостью, давал возможность видеть людей насквозь. О преподобном Льве нельзя судить как об обычном человеке. Он достиг той духовной высоты, когда подвижник действует, повинуясь голосу Божию. Преподобный Моисей поручил его руководству всех братий, да и сам подчинился духовному водительству старца. Имея дар прозорливости, старец Лев вникал во все.

Начали приходить к дверям его келии дворяне, купцы, мещане и простой народ. Приводили к нему и многих бесноватых. Было немало таких, которые и сами не знали, что одержимы бесом, и только в присутствии старца, по обличении им таившейся в них прелести, начинали бесноваться. Так нередко бывало с теми из мирских неразумных подвижников, которые спасение души поставляли в том, что предпринимали сугубые внешние подвиги, бывало и облагаясь тяжелыми веригами, не помышляя об очищении сердца от страстей.

Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны. Победа над бесами одержана была им после победы над собственными страстями. Спокойствие, евангельское младенчество, радость никогда не оставляли любвеобильного старца. Один из учеников спросил его: «Батюшка, как вы приобрели такие духовные дарования?» Преподобный отвечал: «Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою» (8, с. 213).

Но находились злые люди, которые по дьявольскому наущению писали на него доносы и обвинения. Старчество подвергалось кривотолкам и гонениям, и преподобному пришлось вынести многие и горькие скорби: обвиняли его в нарушении монашеских правил, во лжеучении, в возмущении монастырской жизни, запрещали принимать людей, но жаждущие помощи преодолевали все преграды. Старец, исполненный Христовой любви, говорил: «Я никого не зову, а кто приходит, тех гнать от себя не могу» (7, с. 70). Господь же явил заступничество через митрополитов Филаретов. Филарет Киевский защитил старца в Синоде, а, посетив Оптину, оказывал преподобному в присутствии епархиального архиерея особые знаки уважения. К Филарету Московскому прибег отец Макарий – через епископа Игнатия (Брянчанинова), который в юности был учеником преподобного. Святитель Московский написал Калужскому епископу: «Ересь предполагать в отце Леониде нет причины» (1, с. 53). Но незадолго до смерти на него и монашествующих духовных дочерей Оптинских старцев опять возникли гонения. Они были основаны на невероятном невежестве. Старца называли масоном, а святоотеческие книги, такие как творения преподобного аввы Дорофея, данные им монашествующим, – «чернокнижием». Однако, монахини были оправданы. Старец вздохнул свободно.

Страница 4