Поучения преподобных Оптинских старцев христианам, живущим в миру - стр. 6
Внимаем себе и о своих душах печемся, как ответ отдать Богу за содеянные нами дела, словеса и помышления, а не о других нам, самим немощным, пещись; но оставим то сильным, и здравым, и могущим пользовать других. (5, с. 39)
Без борьбы невозможно обойтись, в которой иногда побеждаем, а иногда и побеждаемся. Что не состоит в вашей воле, оставьте идти так, как идет, хотеть удержать или поставить на своем – более только себе вреда причинить можно и к болезни болезнь приложить. (5, с. 24–25)
Молодому человеку своя воля душетлительна и в последствия ведет наиболее пагубные. (5, с. 46)
Осмотримся… не запутываем ли мы себя самолюбием и самосмышлением, не нужно ли нам по апостольскому завещанию отложить всякую гордость и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12, 1). (3, с. 137)
Лучше предаваться… Промыслу Всемогущего, поелику когда есть Его, Создателя нашего, каковая смотрительная воля к пользе убогих душ наших, то всячески, ими же весть судьбами, устроит; а нам по силе нашей стараться и повсечасно приуготовлять себя должно к творению Его святых и животворящих заповедей, кои исцеляют наши страсти и приуготовляют сердца к содействию любви Его. (5, с. 12)
Желай, и Бог всемогущий даст тебе по сердцу твоему, ибо начало добродетелей и источник – есть расположение, желание делания добра о Господе (1, с. 60).
Слава всемилостивому Господу, наказующему нас и вас, но и милующему и прощающему наши деяния против совести и ближних. Но да благодарим всевеликодаровитого Бога, вразумляющего нас скудоумных таковыми приключениями, дабы нам памятовать и привлекать все свои чувства в любовь Создавшего нас и не удалять себя излишеством мирской суеты от вечного блаженства. (5, с. 14–15)
Душа человеческая в глубине своей таит много добра. Надобно его только отыскать. (3, с. 43)
О деньгах, которые она берет тайно… и употребляет оные как бы на полезное; но если от семейства за сие выходит вражда, то, судите сами, может ли быть приятна та жертва Богу, и Господь в Евангелии к нам говорит: милости хощу, а не жертвы (Мф. 12, 7), – милости, т. е. любви и согласия в Духе Святом. (5, с. 43)
Во время молитвы находят скверные помыслы, отчего ты и малодушествуешь. В таком случае, при рассеянности мыслей на молитве, святые отцы учат нас не смущаться, но смирять себя и каяться, тогда можно успокоить себя. В чем и святой Иоанн Лествичник укрепляет нас, поучая в 4-й степени. Старайся всегда бродящие мысли воедино собирать. Бог не взыскивает того, чтобы ты во время молитвы совсем никаких не мог иметь других мыслей. Не отчаивайся, будучи мыслями расхищаем, но благодушествуй, созывая всегда бродящие свои помыслы. Никогда не быть расхищаему мыслями единому ангелу свойственно. (2, с. 50)