Поучения преподобных Оптинских старцев христианам, живущим в миру - стр. 5
Последним испытанием его была предсмертная болезнь. С сентября 1841 года он стал заметно ослабевать, пищи в последние дни не вкушал, укреплял его один только Небесный Хлеб – Пречистое Тело и Прелестная Кровь Господа.
Настала суббота 11 октября. Старец, благословив окружавших его, сказал: «Ныне со мною будет милость Божия» (4, с. 46) – и с молитвой на устах предал Богу свой дух.
Тело преподобного стояло в соборном храме три дня, нисколько не издавая запаха тления. Оно согрело всю одежду и даже нижнюю доску гроба. В болезни же старец имел руки и тело холодными и многим говорил: «Если получу милость Божию, тело мое согреется и будет теплое» (4, с. 46). Предстоя гробу старца, Калужский епископ Николай публично покаялся в том, что верил возводимым на отца Льва обвинениям.
Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою (8, с. 213).
Какие не восстали волны на твою душу, всегда прибегай ко Христу. Спаситель, Он придет на помощь и укротит волны. Веруй, что Господь смотрительно устроил таковую жизнь к исцелению, не отвергай ее и не ищи телесного спокойствия и мнимого мира, прежде подобает много потрясть и потерпеть. (3, с. 11)
О ваших скорбях касательно трудности спасения в мире и при мирских занятиях, и в семейной жизни отвечаем словами Спасителя нашего: от человек невозможно, от Бога же вся суть возможна (Мф. 19, 26), только бы произоление ко исправлению не ослабевало и нелицемерное покаяние смягчало бы суд Божий. (5, с. 44–45)
Когда осуждаешь, тогда ты становишься, якобы, судья ближнего и хочешь воссесть на престол единого Судии Христа (1, с. 60).
Брань духовная везде предлежит. И вы ее не чужды, хотя и не видите стрел, летящих на вас от врагов; о чем вы писали, т. е. об унынии и о прочем, – все это по козням вражиим строится, но мы, не имея света смирения, боремся с ним, подобно как в ночи против врагов от чувственной брани, а когда будем себя смирять, то и свет рассуждения дарует Господь, и пойдем путем заповедей Его. (5, с. 26)
Кто хотя и до крайности поражен болезнью, да в здравом чувствии всего удостаивается и счастливейший есть. (5, с. 18)
Кого посетит Господь тяжким испытанием, скорбью, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно помолится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следственно, источник молитвы у всякого есть, но отверзается он или постепенным углублением в себя, или мгновенным Божиим сверлом. (5, с. 19)
Принимай скорби с благодарением и себя укорением, и Господь поможет тебе и простит тебе все согрешения твои. (3, с. 147)