Поучения преподобных Оптинских старцев христианам, живущим в миру - стр. 3
Предпринимая издание, мы искренне надеемся, что в наше скудное время, при недостатке опытных пастырей, благодатный дух старческих поучений поможет верующим успешно совершить путь жизни во Христе.
Возможно, книга поможет кому-либо избежать чрезмерного внешнего подвижничества и глубже «войти в себя». «Удивляться трудам великих святых – дело похвальное, ревновать им спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателями их жизни – есть дело безрассудное и невозможное», – учит преподобный Иоанн Лествичник (20, с. 51).
Книга снабжена статьями с сокращенными жизнеописаниями незабвенных преподобных старцев. Мы старались оставить в них, по возможности, самое яркое, назидательное. Их последовательное чтение познакомит читателя со Свято-Введенской обителью в целом, как бы перенесет в тот отрезок российской истории, в котором судил Бог жить и действовать святым Оптинским старцам. Хотелось тоже подчеркнуть и отличительную индивидуальность подвижников, ибо каждый из них в отдельности был наделен особым Божественным дарованием.
Павел Пономарев
Преподобный старец Лев
Преподобный Лев (в миру – Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве на Орловщине в благочестивой мещанской семье. Одаренный прекрасной памятью, любознательностью, сообразительностью, воспитанный в целомудрии и добродетели, он, еще живя в миру, приобрел глубокое знание людей и опытность. Обладал он и недюжинной телесной силой. Любя духовное чтение, Лев Данилович особо углубился мыслию в евангельские слова: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24); после чего, в двадцать девять лет оставил он многомятежную и суетную мирскую жизнь и поступил во Введенскую Оптину пустынь. Через два года он перешел в Белобережскую обитель, где настоятельствовал много подвизавшийся на Афоне отец Василий. Там, в 1801 году, послушник Лев был пострижен в монашество с именем Леонид, в том же году был возведен во священство и, проводя дни в трудах, подавая братиям пример послушания, в 1804 году стал преемником отца Василия по настоятельству. Еще ранее он встретился с учеником старца Паисия (Величковского) старцем Феодором и стал его преданным последователем. Отец Феодор обучал Леонида высшему монашескому деланию. Не по сердцу была будущему старцу многозаботливая настоятельская жизнь. Сложив с себя настоятельство, поселился он в уединенной келии в двух верстах от обители с отцами Феодором и Клеопою. Здесь он принял великую схиму с именем Лев. В скором времени было открыто место подвигов старцев, и к дверям их келий стали стекаться тысячи посетителей. Тяготясь молвою, в 1811 году переселились они в пустынный скит Валаамского монастыря. Враг рода человеческого, видя их усердие, воздвиг на них сильное гонение и клевету, восстановив против них и самого настоятеля. Но Господь не оставил верных рабов Своих, и расследование явило всем святость старцев. Зная человеческую природу, старцы побоялись оставаться на Валааме. Перебрались отцы Феодор и Лев в Александро-Свирский монастырь. На Валааме окончил земное поприще блаженный Клеопа, а за ним и старец Феодор. Оплакав любимого духовного отца, Лев некоторое время пробыл в Площанской обители.