Постклассическая онтология права - стр. 97
Роль структуры в дифференцированной онтологии[341]. Структура является также фактором регионализации онтологии. Понятие «структура» образует основу метода феноменологии, поскольку поддерживает онтологические разграничения предметов. Благодаря этому, феноменологический взгляд на предмет определялся Гуссерлем как «норма, которая в ее познаваемой схватываемости и сущностной зависимости, связана со знанием структур региональной сферы»[342]. Образуя мост между предметом и его описанием, структура играет роль руководства в феноменологическом исследовании.
Анализирует «общие» свойства структуры «чистого сознания», Э. Гуссерль, показывает, что структура всегда отпечатана тем предметом, на который направлено сознание. Математический предмет существенно иной, чем предмет эмпирический: последний всегда открыт опыту, в то время как первый этого не предполагает. С другой стороны, структура имеет и другую сторону, связанную с сознанием. Таким образом, феноменологическая структура, как связь различных сторон (субъективно – ноэтической и объективно – ноэматической) – это структура ноэма – ноэтическая[343]. В этом смысле, феноменологическое понятие «структура» выступает посредником между сознанием и бытием.
В «Картезианских медитациях» Гуссерль анализирует структуру в разных аспектах анализа сознания: он говорит о типологии структуры, правилах структуры, формах структуры, системе структуры и т. д.[344]. Феноменологическая структура относится не к классическим средствам, существующим отдельно от мира, а существует одновременно с предметом, на который направлено сознание. Понятие «структура» суммируют мысли и действия, дух и материю, выступая «общим знаменателем» для всех онтологических сфер[345]. Структурность отношений сознания и мира выступает основой конструктивизма, делая любую реальность относительной.
С методологической точки зрения, понятие «структура» может пониматься как форма описания, соответствующая грамматической форме высказывания. Это допущение позволяет отнести феноменологическую структуру к «внутренней реляции» предмета[346]. В отличие от «естественных» законов и классических структур, феноменологическая структура соединяет внутреннее и внешнее в «целое», требуя переосмысления того, что принято называть «правилом» соединения отдельных частей[347]. Поэтому можно утверждать, что в идее Гуссерля о «чистой логике» отражены два кризиса философии того времени – кризис логической семантики (в аспекте понимания «значения») и кантианства, где интенциональность трактует по – новому трасцедентальное сознание.