Размер шрифта
-
+

Постклассическая онтология права - стр. 96

. «Каждый из них предусматривает рефлексию над данными «предметами» особым способом» – писал Гуссерль[335]. Думая, оценивая, желая или стремясь к чему-то, в поле нашего внимания попадают те «предметы», которые соответствуют этим актам – мысли, ценности, цели и т. д. Проблема их исследования и оценки очевидна, поскольку проблемными являются прежде всего сами акты такого внимания – психические переживания и действия, с помощью которых «предметы» реализуются или осознаются. Рефлексия над данными проблемами делает очевидным, что вместо «просто» вещей, ценностей и целей, которые переживаются, они предстают в особой форме «феноменов». Особенность феноменов состоит в интенциональности[336].

Поэтому основным фактором регионализации онтологии служит интенциональность[337].

То, что интенциональность, направленная к самым разным объектам, позволяет допустить различия в их онтологии, предположил еще Ф. Брентано. Так он проанализировал интенциональность различных предметных групп, и на этой основе дифференцировал единую онтологию на «онтологию вещи», «онтологию состояния дел» и «онтологию оценок»[338]. Каждая из них характеризовалась специфической «сущностной» основой при переходе от психических актов к самим предметам, выступавшим коррелятами этих актов. Интенциональные корреляты Ф. Брентано разграничивает на вещи, ценности и события. Так, в соответствии с интенциональными коррелятами, «онтология вещи» предполагает переход от психических актов представлений к исследованию непсихических коррелятов представлений – самим вещам. Переход от психологии суждений к онтологии корреляционных актов суждений приводил к дифференциации фактов/ состояния дел. «Онтология оценок» служила дифференцированию психологии чувств, воли или предпочтений, привязанных к соответствующим корреляционным актам «ценностных феноменов». При этом Ф. Брентано придавал приоритетное значение «материальным вещам», что позволяло отвергать всякую спекулятивную философию, за что его поход и называют «Концепцией реизма». Учитывая, что классическая философия признавала на протяжении всей своей истории существование не только материальных, но и идеальных предметов, мыслитель предлагал все «невещные» свойства или состояния «перефразировать» в языке, который обладает универсальным свойством – материальной основой различной модификации (звука, слова, символа и т. д.). Этот аспект является базовым и для современных «интенциональных» подходов в онтологии языка.

Связь между феноменом познания и объектом познания открывает новые перспективы для понимания разных видов реальности. Способ корреляции интенционального акта с соответствующим предметом позволяет связать теорию познания с онтологией, которые, начиная с Канта, разграничивались между собой. Дальнейшее развитие феноменологии показало, что средствами познания мира могут служить самые разные инструменты. Главный «генератор» классических «предметных» представлений – метод абстракции вовсе не является незаменимым. Феноменологический метод идеации и рефлексия, позволяют глубже не только познавать, но и понимать мир

Страница 96