Постклассическая онтология права - стр. 98
В первом издании «Логических исследований» Гуссерль дифференцирует знаки языка на «указатели» и «слова-выражения», фундаментальную разницу которых отражает понятие «референция». Под «указателями» Э. Гуссерль понимает явления, связанные с естественными событиями и состоящие с ними в причинно – следственных отношениях. Примером таких событий является дым от огня или след на снегу, которые семиотика называет иконическими знаками. «Выражения – слова», наоборот рассматривались мыслителем идеальными образованиями, значение которых не совпадает с самим предметом. Э. Гуссерль берет на вооружение анализ Г. Фреге о различии смысла и значения (англ. – «meaning» и «reference»), рассматривая значение теоретически, т. е. как результат акта сознания, которое создает («осуществляет») значение. Термин создание («осуществление») в понимании мыслителя выступает мостом от логико-семантического к феноменологическому рассмотрению предмета. В начале пятой части «Логических исследований» Гуссерль еще раз обращает внимание на этот момент, что делает очевидным важность «идеальности» значения, которое он связывает с субъективностью.
В принципе «идеальность» значения никогда не ставилась под вопрос. В классической семантике значение не идентично с предметом, и именно субъект относит его к определенному предмету. Э. Гуссерль интерпретирует знаковые отношения как некий акт сознания, который представляет знак. Результат духовной активности сознания, включая языковую практику, часто преодолевает порог интенциональности. Например, тексты или картины становятся самостоятельными сущностями. Очевидно это имеет ввиду Э. Гуссерль, говоря о смысле «идеального» значении.
По мнению некоторых философов, Э. Гуссерль не смог гармонизировать открытость опыта и закрытость структур. «Жизнь и «форма» находятся в диалектических отношениях, которые феноменологически не преодолеваются, хотя и показывают их дифференциацию» – писал Ж. Деррида.[348] Вместе с тем, очевидно, что Э. Гуссерль называет структурным отношением то, что в семантическом смысле является «значением»[349]. Именно так можно интерпретировать структуру, которая отвечает за отношения и внутренние связи представления. Неслучайно феноменологию иногда называют «феноменологической теорией значения», хотя структурный анализ протекает здесь во внеязыковой сфере. Тем не менее, он побуждает к переносу феноменологических понятий на символические формы образования языка (в форме выражений).
Горизонт интенциональности, по Гуссерлю, – это некий сигнал, или знак того, что еще не завершено, но всегда уже присутствует в структуре