Размер шрифта
-
+

Постклассическая онтология права - стр. 114

Б) Онтология правовых ценностей и символических идей. Феноменологическое исследование ценностей осуществил немецкий философ М. Шеллер. Ценности, нормативные предложения (синтетическое априори) не имеют критериев истины (что не позволяет проверять их истинность в привычном смысле), поэтому они должны проверяться условиями их осуществления. Как подчеркивал Шеллер, ценность выступает формой, оформляющей чувства. Неоформленные или просто чувства представляют собой аморфный материал, которые превращаются в прочные формы (ценности) через акт сознания. Все ценности М. Шеллер классифицирует на виды и модальности бытия. Так материальные ценности опираются на «материальные» априори, формальные – на априори «формальное», духовные ценности имеют непредметное, а интенциональное бытие, поскольку они корреляты соответствующих чувств человека. Например, функция приятного или неприятного ощущения привязана к форме чувства соответствующего переживания. Группа витальных ценностей выполняет функцию коррелята соответствующего состояния витальных чувств, духовные же ценности выполняют роль предмета духовных переживаний[437]. Право принадлежит, по Шеллеру, к группе ценностей социальных. Ценность правового или неправового чувства опирается на соответствующее переживание. «Предмет» ценности отличается от того, что определяет закон в качестве правомерного или неправомерного, которые лишены интенциональной связи с соответствующим переживанием[438]. Таким образом, право как ценность – это особый интенциональный предмет.

Проблема концепции Шеллера заключается в том, что ценность не имеет онтологического статуса реального предмета, но и является просто субъективным представлением. Она обладает специфической «объектной формой», которая трудно поддается определению, что позволяет отнести онтологию ценностей к непредметной онтологии. По сравнению с материальными ценностями, духовные ценности выступают в качестве интенциональных вещей, неразрывно связанных с чувствами человека. Это не квазипредметы типа идей Платона, а продукты наших «чувств». Социальная природа ценностей заключается в том, что они становятся таковыми когда разделяются интерсубъективно. Любая формализация права или этики приводит к тому, что масштаб идеального искажает реальную картину мира. Что такое хорошо, а что такое плохо, что справедливо, а что-нет, не описывается и не объясняется. Любая внешняя оценка или описание выступает идеальным значением слов. Только интенциональность действий, чувств или восприятий может идентифицировать ценность. Язык тоже может быть интенционален, если связан с тем, кто интендирует – произносит слово, пишет текст, выражает знаком и таким образом придает им смысл. Без интенции любое «предписание» представляет собой форму без связи с содержанием

Страница 114