Размер шрифта
-
+
Постклассическая онтология права - стр. 113
. Инновации философа можно обозначить в двух главных проходящих красной линией идеях (причем не только в работе «Sein und Zeit»). С одной стороны, это линия онтологическая, а с другой экзистенциально – прагматическая, которые не просто связаны между собой, но и обуславливают друг друга. Поскольку онтологической основой «быть-в-мире», по Хайдеггеру, является не пассивное пребывание человека в мире, а наоборот, человеческая активность, она выражается в приспособлении, изменении, и в итоге, оригинальном структурировании мира и реальности с помощью своего действия. Именно действие понимается Хайдеггером как прямое, не опосредованное познание мира, выступая альтернативой классической онтологии. Вслед за Гуссерлем, Хайдеггер показал, что отнюдь не все знания могут быть опосредованы методом или выражены понятием. Наоборот, знания могут быть и непосредственными, а мир может «показывать» сам себя. Именно такой вид не опосредованного знания был положен в основу хайдеггеровской онтологии. Сложность развития нового подхода для Хайдеггера состояла в том, что обоснование необходимости отказа от метафизики с ее системой философских понятий и категорий, требовало альтернативы – эксклюзивных средств демонстрации «бытия-в-мире» человека. И такие средства должны быть самоочевидны и самодостаточны, чтобы обходиться без посредников в виде понятий и категорий. И Хайдеггер нашел такую альтернативу. Безграничные возможности бытия, где все и динамично, и хаотично, упорядочивались через особый экзистенциальный инструмент, всегда находящийся в собственных руках, который Хайдеггер называет «экзистенциальными формами» жизни или просто «экзистенциалами».[434] Неслучайно Вернер Майхофер, интерпретировал право как экзистенциальную функцию структурирования реальности, а «быть-вправе» представляет как особую форму порядка, который управляется не государством, а человеком[435].
Украинский правовед А.В.Стовба разрабатывает хайдеггеровский проект в отношении права. Ученый полагает, что сущностью права выступает правовое событие (происшествие)[436]. По отношению к такому событию автор использует феноменологическое понятие «темпоральность», которое выражает диахронический аспект права – одновременность неодновременного. Специфику правового события Стовба видит в чередовании дистанций и встреч («сомкнутости-разомкнутости») нашего бытия с Другими. Такое чередование соответствует ритму интенциональности, протекающей от фазы ретенция к фазе протенции в жизни сознания. Но как ни парадоксально, опираясь на идеи феноменологии, он оставляет за пределами исследованию интенциональность как действия, так и сознания.
Страница 113