Размер шрифта
-
+

Постклассическая онтология права - стр. 115

.

В) Феноменология повествования В.Шаппа. Феноменологический анализ связи ценностей и действий человека предпринял немецкий философ В. Шапп. В исследовании «жизненного мира» Шапп применяет многие из идей, развитых М. Хайдегером. Неслучайно основная книга В. Шаппа «Вплетенные в повествования»[440] имеет выраженный экзистенциальный акцент и делает человека центром философской рефлексии. Как показывает ученый, такая рефлексия протекает под влиянием языка. «Мы, люди, постоянно вплетены в повествования и всякому повествованию принадлежит субъект этого «вплетения», пишет во введении к своей книге В. Шапп[441]. Философ показывает, что ценности соединяют человека с его собственной жизненной историей, в которой он живет, действует и переживает. В. Шапп рассматривает восприятие под девизом Гуссерля «К самим вещам!». При этом он различает два вида восприятия – не интерпретируемое восприятие, например, восприятие звезд, и интерпретируемое восприятие вблизи, например, восприятие красок. Нанесенная на вещи краска может раскрывать по-особому пространство, а с ним и форму вещей, и сама краска указывает на особые свойства или характер вещей. Вещью (предметом) В. Шапп называет все, что «имеет историю и что оставляет после себя следы». Каждую отдельную вещь он видит в рамках определенной идеи, для которой важна граница феномена. Эйдетический и жизненный мир связан у Шаппа через повествования – нарративы[442]. Главной темой – «предметом» права он считает договор[443]. Как показывает мыслитель, любое действие в праве связано с миром ценностей. Так определяется и «собственность». Что является собственным, а что нет, зависит от понимания ценности того «что-я-создаю-сам». В. Шапп сравнивает форму явления ценности с цветом красок. Мыслитель полагает, что ценность существует «предметно» не в теоретическом и априорном регионе бытия, а в пространстве человеческого восприятия. Ценность сложно объективировать, т. е. сделать предметом анализа, но ее можно экзистенциально понять. Исчезновение восприятия в истории философии Шапп связывает с греческой философией. Еще М. Хайдеггер противопоставлял онтологическому горизонту бытия, горизонт онтический, т. е. свободный от научных знаний, где описанию бытия противопоставляется само бытие[444]. В этом контексте В. Шапп обращает внимание на то, что повествования могут описываться или рассказываться по-разному, но это отнюдь не означает их объективации (в смысле познания значения вещей).

В. Шапп использует феноменологический метод в исследовании отношений гражданского договора

Страница 115