«Порог толерантности». Идеология и практика нового расизма - стр. 97
Любопытно, что недавно умерший известный американский лингвист Эдгар Поломе опубликовал положительную рецензию на эту работу в «Журнале индоевропейских исследований» (1999, vol. 27)[665]. Поломе неоднократно пытался защищать Дюмезиля от нападок слева, считая их неосновательными и «тенденциозными»[666]. Однако, оценивая его мотивы, не следует забывать, что в течение многих лет Поломе входил в состав редколлегии известного своим «научным расизмом» журнала «Мэнкайнд квортерли»[667]. Что касается Дюмезиля (1898–1986), то его позицию вряд ли можно считать последовательной. С одной стороны, он дружил с Пьером Гаксоттом, бывшим одно время личным секретарем лидера и идеолога французских ультраправых Шарля Морраса и одобрявшим действия Гитлера; кроме того, Дюмезиль симпатизировал ультраправому движению «Аксьон франсэз». Но, с другой, – он спасал Марселя Мосса от гестапо, был членом масонской ложи и преследовался за это режимом Петэна. Впрочем, эти противоречия снимаются, если принять во внимание, что Дюмезиль сочувствовал итальянскому фашизму, но к нацизму относился весьма критически и полагал, что Германия отклонилась от «индоевропейского пути развития»[668]. Помимо оживления нацистской идеи о «нордической расе», Новые правые испытывают не меньший интерес к мифам об Атлантиде и континенте Му[669].
Идея этногенеза является едва ли не стержнем их историософских представлений, по которым этнические корни определяют как идентичность, так и судьбу народов; эта идея позволяет говорить о примордиальном единстве, выраженном в мифе[670]. Один из идеологов Новых правых, социолог и политолог Гийом Фай, сформулировал для них концепцию «археофутуризма», по которой невозможно иметь многообещающее будущее без исходного предопределения, восходящего к этническим корням[671]. Отказываясь от теории прогресса и линейного развития истории, Новые правые противопоставляют этому циклическую модель развития. Исходя из последней, древней индоевропейской цивилизации, суждено путем «консервативной революции» возродиться в новой объединенной Европе, чему должны способствовать элементы древнего язычества, якобы сохранившиеся внутри европейского христианства[672]. Такое возрождение возможно лишь путем возвращения к изначальным истокам своей идентичности[673], и поэтому интеллектуальные лидеры Новых правых уделяют огромное внимание древнейшей истории индоевропейцев; отсюда их обостренный интерес к археологии, филологии и фольклору[674]. Этой будущей Европе, ради сохранения местных самобытных культур, суждено быть федеральным государством. Вот почему федерализм и «общеевропейский национализм» стали любимой идеей А. де Бенуа