О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 39
Клирик:
И это поняли мы. Наконец, владыка, научи нас и тому, что за этим следует. Потому что в процессе учения в нас всегда возникает потребность в новых знаниях.
О священной литургии
Архиерей:
Благодарю тебя, брат. Ведь ради вас углубляясь в предмет, и сам я узнаю кое-что из вещей нужных, и не стыжусь признаться в этом. Итак, ради вас и ради себя самого я буду говорить еще, по мере сил.
Теперь следовало бы предложить учение о страшном и божественном священнодействии – литургии. В этом же порядке излагает и великий Дионисий, говоря после таинства божественного мира об этом священнодействии. Однако же пусть никто не подозревает нас в дерзости и не обвиняет в гордости за то, что мы покушаемся говорить о вещах столь великой важности, которые изъяснили апостольские и божественные мужи – люди, вознесенные превыше небес и посвященные в неизреченные тайны Божии.
Итак, не для того, чтобы сказать что-нибудь больше сказанного ими, – нет, избави нас Бог от такого неразумия, или, вернее сказать, хулы! – но чтобы изложить в духе любви и для себя, и для братии, насколько доступно, нечто из того, что они написали небесно и достойно себя. Изложить, стремясь их словами освятить свой ум и под их руководством, признавая себя их чадом и рабом, стремясь достигнуть света божественнейшего ведения. И это – их заповедь и повеление. А так как молитвами их мы удостоились одной с ними благодати[34], то и необходимо нам исследовать и позаботиться узнать те божественные таинства, которые мы совершаем, чтобы взойти, подражая им, к высшему ведению. Потому что именно для этого они и изъясняли божественные священнодействия.
Итак, что касается священной литургии, которую святой Дионисий называет Евхаристией и причащением, то мы, держась руководства этого мужа апостольского и других, подобных ему, говорим о ней в меру сил и в других местах, так же как и о храме Божием, о священных одеждах и о священном руководстве к познанию Таин[35].
А теперь, имея в виду то, что сказано святым Дионисием, дадим, какие можем, объяснения. Сделаем это кратко и последовательно, чтобы не нарушить порядка таинств.
Итак, причащение – это соединение Бога с нами, наше обожение, освящение, исполнение благодати, просвещение, отражение всего сопротивного, подаяние всякого блага и – что еще? – теснейшее единение и общение с Богом. Оно – таинство таинств, освящение святых и поистине Святая святых, священнодействие, высшее всех священнодействий, священноначальственное и священносовершительное, потому что единый Священноначальник – Бог Слово – совершил его и заповедал. И эта Жертва – Он Сам, преподавший ее нам, чтобы пребывать с нами.