О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 38
Будучи посвящен для всего этого, он один наделен благодатью сообщения даров благодати другим. Поэтому он один и совершает рукоположение, и освящает миро, а через эту двоицу[32] может все совершить и все сам совершает, подражая Богу и имея в изобилии благодать Его, – потому что собственно архиерей совершает все таинства через священников и прочих клириков, рукоположенных им. Это утверждает и Дионисий.
Клирик:
Как же это бывает, отец?
45. О том, что миро и рукоположение – от одного лишь епископа и что посредством них епископская благодать простирается на все священные действия
Архиерей:
Узнай следующее. Ни один священник не может совершать литургию или иное священнодействие силой Духа, если не имеет рукоположения; рукоположение же – от архиерея. Следовательно, через священника действует благодать архиерейская.
Далее. Священник не совершает таинств без престола, престол же освящается миром, а миро освящается одним только архиереем. Значит, без архиерея не было бы ни жертвы, ни священника, ни престола. Таким образом, все это бывает лишь при посредничестве архиерея.
Также никто не крестит, если не имеет рукоположения, а рукоположение – от архиерея. Священник не может крестить без мира, миро же – принадлежность архиерейства. Отсюда следует, что архиерейство совершает все божественные таинства и участвует во всех священных действиях. Так что без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни святого мира, ни крещения, ни, следовательно, христиан. Итак, через архиереев – истинное христианство и через них – все таинства Христовы.
Рукополагаемые же справедливо не помазываются видимым образом, так как они не совершают ничего вещественного, но все – духовное, потому что они приблизились к истинному миру – Иисусу Христу, имя Которого – Миро излиянное.
46. О том, что Христос – источник священства и что от Него через Его преемников преподается благодать
Итак, от тех Божественных рук и уст приняв благословение и дуновение, рукоположение и благодать, мы, когда посвящаемся, через освященных от Него по преемству получаем благодать, и источник благодати для нас – Христос, Который именно и действует вся во всех.
Клирик:
Каким же образом архиерей, будучи монахом и часто участвуя в причащении, получает право только семи священнодействий?
Архиерей:
Причащение предлагается всем верным и, собственно, бывает не для архиерея, но для того, чтобы священнодействие относилось к самим Всесвятым Телу и Крови Христа, которые преподаются в причащение всем верным. И оно, это священнодействие, само по себе есть единственная цель всех священнодействий и преподается только ради причастия. Монашеский же образ есть образ, свойственный покаянию: он очищает падшего или возвышает преуспевающего в добродетели, но не посвящает в иерея. Поэтому и епископы некогда поставлялись и без монашеского образа