Размер шрифта
-
+

О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 37

Когда это сделано и произнесено, миро является уже освященным на священной трапе́зе. И всякий крещаемый помазывается им и, знаменуясь, освящается. И самые святые престолы вместе с храмами, будучи помазаны им, освящаются и исполняются славы Божией и освящения. И цари, помазуясь вторично, делаются помазанниками Господними и являются вождями благочестивых. А архиереи и священники – только они одни – посвящаются через рукоположение. Его не получает ни царь, ни инок. Это особенная благодать и действие вседеятельной силы, воссозидающей и освящающей все. Однако же, если вникнешь в дело, найдешь, что и рукоположения совершаются не без мира.


Клирик:

То, что сказал ты, владыка, мы усвоили тщательно и преисполнены веселья. И благодарение

Богу, творящему все это ради нас! Объясни же нам и прочее. И прежде всего проясни то, что ты сказал теперь: каким образом и рукоположения совершаются не без таинства мира?

43. О том, что таинства преподаются одно через другое и одно через другое совершаются

Архиерей:

Чтобы в нас всегда пребывало преемство благодати от Христа, ни таинство мира не совершается без мира, ни таинство рукоположения. Почему и священство совершается не без мира – это узнаешь ты вот из чего.

Вначале миро ставится и освящается на престоле, и без престола оно не может быть освящено. Престол же предварительно помазуется миром и им освящается. Следовательно, миро освящается не без мира. В свою очередь, миро освящается архиереем, и без архиерея невозможно освятить его. Архиерей же помазан при крещении миром и имеет рукоположение благодатью Духа.

И рукоположения, сказали мы, совершаются не без мира, потому что они совершаются при престоле, престол же помазан миром, и без престола никто из православных не рукополагается. Таким образом, в мире имеет нужду и священническое рукоположение, заключающее в себе и рукоположение, и призывание Духа.

Латиняне вводят нечто новое: при рукоположениях помазуются, по ветхому закону, миром и рукополагаются не у престола. Миро же освящается только епископом, как написано это и в чинопоследовании таинства мира, потому что именно епископ имеет силу просвещения душ и во всей полноте благодать Духа, почему и обладает изобильной благодатью подавать Божественный свет, то есть способность давать дары в подражание Богу, Отцу светов.

44. О том, что епископ совмещает в себе семь священнодействий

Поэтому епископ обладает силой совершать семь священнодействий, по числу Божественных действий Духа. Священнодействия эти – крещение, миропомазание, поставление чтеца, посвящение (хиротесия) иподиакона, рукоположение (хиротония) диакона, пресвитера, епископа.

Страница 37