Размер шрифта
-
+

О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 36

Таким образом, миром этим довершается крещение и мы благодаря ему делаемся храмами Троицы. Поэтому оно преподается после крещения и низводит на нас Духа, что явил и Спаситель, когда крестился в Иордане. Через посредство этого же мира мы делаемся духовными, и облагодатствованными, и запечатленными печатью Божественной Троицы, так как мы освящаемся, очищаемся и возрождаемся в святой воде Ее именем, а через миро приемлем Ее печать и дары. И как некрещеный остается нечистым и не возрождается в жизнь вечную, так не помазанный после крещения не имеет печати и знамения Святой Троицы и не приемлет благодати Духа. Потому что божественные таинства взаимно связываются друг с другом, и как нераздельна Троица, так нераздельны и дары Ее.

Итак, совершив эту молитву, патриарх возглашает в заключение: «Яко Свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши», принося благодарение, соответствующее таинству, так как миро является миром освятительным и предназначается для освящения и даяния даров Всесвятого Духа. Потом патриарх говорит: «Мир всем». И это сообразно с совершающимся, потому что Дух есть истинный и щедродательный Податель мира.

Когда диакон скажет: «Главы наша Господеви приклоним», патриарх преклоняет главу (потому что необходимо повергаться пред столь великими дарами и благодарить Бога) и прибавляет другую молитву: «Тебе, Богу всяческих и Царю, выю сердца мы с благодарением преклонили». Это нужно делать благодарным рабам – для чего? «Да сподобишь нас, недостойных, быть служителями сих Божественных Твоих тайн». Поистине величайшим даром является то, что людей земных и телесных явил Он служителями небесных тайн!

«И возвещать милость Твою, которую Ты обильно излиял на нас». Вот и опять учит, для чего освящается елей: во образ Божественной милости. «Излиять ради Духа», Которого через Иоиля обетовал излиять на всякую плоть (Иоил. 2, 28).

«Молимся, – говорит, – да сподобимся приять от Тебя освящение, как миро, сходящее на главу». Вот и главнейшая сила мира – освящение.

«Поелику миро излиянное – имя Единородному Твоему Сыну, Христу Богу нашему, Которым облагоухается весь мир, как видимый, так и невидимый», – говорит архиерей, из Песни Песней принося молитвенное пение Небесному, прекрасному и благоуханнейшему Жениху душ.

Потом, подняв главу, возглашает: «Яко подобает Тебе всякое поклонение, Отцу, Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки». То есть: Ты един поклоняем, и никто другой; Ты всех освящаешь, и от всех Тебе подобает поклонение.

42. О том, что миро принимают все верные, а рукоположение – исключительно архиереи и священники

Страница 36